По современным представлениям, розацеа (L71.0 по МКБ 10) — это хроническое рецидивирующее воспалительное заболевание мультифакторной природы, в основе развития которого преобладают ангионевроз и иммунные нарушения, которое характеризуется поражением преимущественно кожи лица в виде эритемы, папуло-пустулезных элементов [13; 21]. Особенностями данного дерматоза, имеющими клиническое значение, являются наличие подтипов розацеа с преобладанием в клинической картине тех или иных симптомов, прогредиентное течение и рефрактерность к проводимой терапии [7].
Розацеа относится к широко распространенным воспалительным заболеваниям, которым подвержены лица обоих полов (преимущественно женщины) в возрасте 30–50 лет, имеющие определенную генетическую предрасположенность к транзиторному покраснению кожи лица, реже — шеи и так называемой «зоны декольте». В странах Европы заболеваемость розацеа составляет от 1,5 до 22%, в России, по последним данным (исследование RASE, 2015), — 5% [21]. В мировой практике на долю розацеа приходится в среднем около 5% всех дерматологических диагнозов [19].
Розацеа представляет собой ангионевроз, локализующийся преимущественно в зоне иннервации тройничного нерва. Этиология определяется совокупностью факторов: генетическая предрасположенность, I и II фототип кожи по Фитцпатрику, реализующиеся под воздействием триггерных факторов. Основными в патогенезе розацеа являются:
— дисфункция врожденного и адаптивного иммунитета [1; 14; 17];
— нарушение нейрососудистой регуляции — функциональная недостаточность и дилатация мелких сосудов, ведущая к хроническому проникновению воспалительных веществ в дерму [17; 24];
— повышенное размножение клеща Demodex folliculorum, имеющее место при повышении температуры кожи всего на 1 °C в результате расширения сосудов и создающее дополнительный «порочный круг» патогенеза розацеа [5; 20];
— сопутствующие физико-химические изменения в соединительной ткани дермы и изменения сально-волосяного аппарата;