В условиях внедрения международных стандартов финансовой отчетности в практику формирования российской финансовой отчетности перед экономическими субъектами назревает прямая необходимость реклассификации статей бухгалтерского баланса в целях оптимизации процесса трансформации отчетности в формат МСФО.
Существуют отличия в группировке основных средств между РСПУ и МСФО, в применяемой терминологии, касающейся инвестиционной недвижимости, в которых предстоит разобраться.
Эффективность коммерческой деятельности организаций зависит от доходности инвестиций, вложенных в бизнес. Активные инвестиции напрямую участвуют в создании прибавочного продукта, сюда относятся основные средства, применяемые в процессе производства, торговле, администрировании, а также для предоставления их в аренду.
Следует поспорить с Ю. Е. Грисманом [3] и А. Р. Самитовой [4], которые перевели понятие «инвестиционная недвижимость» с английского языка на русский как «инвестиционное имущество». Однако для того, чтобы актив признавался на балансе в качестве экономического ресурса, необходимо его участие в получении будущих экономических выгод1 . Имущество, не участвующее в создании прибавочного продукта, не может отражаться на балансе в составе внеоборотных активов. Также считаем, что инвестиционное имущество — понятие более широкое, оно включает в себя не только объекты недвижимости, а также оборудование и прочие виды основных средств.
Обладая пассивными инвестициями, компании получают экономические выгоды с доходности финансовых вложений в виде долгосрочных ценных бумаг, векселей, банковских депозитов.
Разберем и сопоставим особенности отражения в финансовой отчетности инвестиционной недвижимости в соответствии с МСФО с российской спецификой учета. Правила учета инвестиционной недвижимости в России устанавливаются ПБУ 6/012 , а также приказом Минфина России от 17.02.1997 № 153 . Требования учета инвестиционной недвижимости в соответствии с МСФО изложены в стандарте IAS 40 «Инвестиционная недвижимость»4 .