Возьмем за основу популярные маркетинговые модели и посмотрим, как их можно применить в повседневной жизни при принятии любых решений. Все модели универсальны и вполне подойдут для любой ситуации.
Маркетинг занимается многими вещами, включая рекламу, PR, стимулирование сбыта, и в том числе разнообразными исследованиями, способными пролить свет на коммерческую неопределенность. Одним из самых популярных методов «разведения туч руками» над головой компании (да и не обязательно компании — как мы уже говорили, методы универсальны и подойдут практически для любой жизненной ситуации) является SWOTанализ.
Первоначально он был основан на озвучивании и структурировании знаний о текущей ситуации и тенденциях. Поскольку SWOT-анализ в общем виде не содержит экономических категорий, его можно применять к любым организациям, отдельным людям и странам для построения стратегий в самых различных областях деятельности.
За этой на первый взгляд страшной английской аббревиатурой SWOT скрываются достаточно простые слова Strengths (сильные стороны), Weaknesses (слабые стороны), Opportunities (возможности), Threats (угрозы). Именно по этим четырем категориям мы и будем раскладывать нашу ситуацию для принятия стратегического решения.
Как это работает
Для начала нам нужно расчертить лист бумаги на четыре больших квадрата (кстати, число 4 весьма популярно в маркетинге и встречается во многих моделях), представив каждый квадрат надписью «Сила», «Слабость», «Возможность», «Угроза» (или в английском написании, если вам так удобнее). Для большей наглядности можете озаглавить этот лист проблемой, которую хотите решить.
В маркетинге часто встречаются понятия «внутренняя среда» и «внешняя среда». Под внешней средой понимаются факторы, на которые мы не можем оказать влияние (например, погода за окном, инфляция, курс валюты и пр.), внутренние же факторы полностью под нашим контролем, и исполнение их зависит только от нашей воли и желания, то есть они поддаются изменениям.