Интерес к использованию магнитных полей для лечения появился более ста лет назад. Интенсивное применение магнитотерапии началось с 1980 года после изобретения устройства для магнитной стимуляции периферической нервной системы и мышц верхней конечности.
В настоящее время импульсные магнитные поля широко применяются в клинической, в том числе, в педиатрической практике [1, 2, 3, 4, 5, 6, 7]. Щадящий импульсный режим позволяет уменьшить энергетическую нагрузку, что является актуальным для применения в педиатрии. В отличие от непрерывной, импульсная магнитотерапия имеет ряд преимуществ, которые заключаются в возможности более широкого выбора дозиметрических параметров, возможности воздействия на более глубоко расположенные органы и ткани, более выраженной специфичностью и физиологичностью воздействия [1, 8].
Особенно перспективным является применение высокоинтенсивной импульсной магнитотерапии (ВИМТ), оказывающей лечебное воздействие импульсным магнитным полем индукцией 0,5–0,7 Тл. Одним из наиболее характерных для ВИМТ эффектов является миостимулирующий. В основе эффекта магнитной стимуляции лежит способность электрических токов большой плотности, индуцированных магнитным полем высокой интенсивности, вызывать сокращение скелетных мышц, гладких мышц внутренних органов и сосудов, нервных волокон. ВИМТ среди всех известных видов низкочастотной магнитотерапии значительно превосходит их по степени выраженности обезболивающего, противоотечного, стимулирующего процессы регенерации, противовоспалительного действия. Дополнительным преимуществом ВИМТ является наличие минимальных субъективных ощущений у пациента во время процедуры, в связи с чем этот физический фактор хорошо переносится детьми [9].
Безболезненность и безопасность метода транскраниальной магнитной стимуляции сделали возможным его применение в детской неврологии. Изучение влияния транскраниальной магнитной стимуляции на функциональную активность головного мозга у детей с моторной и сенсорной алалией выявило положительную динамику клинических симптомов, которые выражались, прежде всего, в уменьшении проявлений гиперактивности, повышении уровня внимания, формировании фразовой и более сложно организованной речи в виде предложений, появлении на оклик, более пристального интереса к окружающей обстановке, игрушкам [8].