По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 331.41; ББК 65.291.21 DOI:10.33920/VNE-03-2108-05

Применение KPI в управлении персоналом при переходе к бережливому производству

Ездина Н. П. канд. экон. наук, доцент кафедры политической экономии и истории экономической науки, Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова, г. Москва
Казаринова Е. Б. канд. экон. наук, доцент кафедры политической экономии и истории экономической науки, Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова, г. Москва
Казаринова О. И. студент направления подготовки «Управление персоналом», Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова, г. Москва

В статье представлен подход к определению ключевых показателей эффективности (KPI) как элемента системы управления персоналом промышленного предприятия при переходе к бережливому производству. Обоснована потребность в многоуровневом комплексе показателей эффективности, определяемых с учетом иерархии уровней управления предприятием и специфики перехода к бережливому производству как сложного поэтапного процесса. В соответствии с международными стандартами предложен набор KPI, дифференцированных по уровням управления и отражающих роль персонала промышленного предприятия при переходе к бережливому производству.

Литература:

1. Стриженок О. А. Бережливое производство в России // Актуальные вопросы экономических наук. — 2012. — № 26. — С. 324–327.

2. Приображенский С. В. 5S — инструмент бережливого производства // Производственный менеджмент: теория, методология, практика. — 2016. — № 6. — С. 138–152.

3. Абдулбарова Д. Основы бережливого производства // Вестник МГУП. — 2013. — № 4. — С. 91–97.

4. Helmold M. Lean Management and Kaizen, Management for Professionals. — New York: Springer, 2020. — 78 p.

5. Михайлова Н. В., Фёдорова Л. А. Концепции У. Э. Деминга — «опорные точки» современной системы всеобщего управления на основе качества // Век качества. — 2012. — № 5–6. — C. 33–37.

6. Харрингтон Х. Дж., Харрингтон Дж. С. Бенчмаркинг в лучшем виде. — СПб.: Питер, 2017. — 78 с.

7. Locke E. A. Goal Theory vs Control Theory: Contrasting approaches to understanding work motivation // Motivation and Emotion. — 1991. — Vol. 15:1. — Р. 9–28.

8. Mucha M. J. Performance Management Self Evaluation: While Governments Should Continually Evaluate and Look for Opportunities to Improve Their Services, the Same Can Be Done with Their Overall Performance Management Approach // Government Finance Review. — 2011. — Vol. 27, No. 3. — Р. 23–38.

9. Kang N., Zhao C., Li J., Horst J. A. A Hierarchical Structure of Key Performance Indicators for Operation Management and Continuous Improvement in Production Systems // International Journal of Production Research. — 2016. — Vol. 54 (21). — Р. 6333–6350.

10. Parmenter D. Key Performance Indicators (KPI): Developing, Implementing, and Using Winning KPIs. — Hoboken, New Jersey: John Wiley & Sons, 2010. — 153 p.

11. Lohman C., Woo L. F. Designing a performance measurement system: A case study // European Journal of Operational Research. — 2003. — Vol. 156. — Р. 267–286.

12. Agut S., Grau R., Peiro. J. M. Individual and Conceptual Infl uences on Managerial Competency Needs // Emerald Journal of Management Development. — 2003. — Vol. 22. — Р. 262–264.

13. Lynch R. L., Cross K. F. (1991). Measure Up!: The Essential Guide to Measuring Business Performance. — New York: Mandarin, 1992. — 231 p.

14. Rushton A., Oxley J. Handbook of Logistics and Distribution Management. — London: Kogan Page Ltd, 1989–198 p.

15. Liu X. S. Y. Developing a performance evaluation system based on key performance indicators for discrete manufacturing workshop // Proceedings of the 2nd Global Conference on Engineering and Technology Management, 2015. — Р. 112–129.

16. Bontis N., Dragonetti N. C., Jacobsen K., Roos G. The knowledge toolbox: A review of the tools available to measure and manage intangible resources // European Management Journal. — 1999. — Vol. 17 (4). — Р. 391–402.

17. Kaplan R. S., Norton D. P. Putting the balanced scorecard to work. Performance Measurement // Management, and Appraisal Sourcebook. — 1995. — Vol. 66. — Р. 17511.

18. Susilawati A., Tan J., Bell D., Sarwar M. Develop a Framework of Performance Measurement and Improvement System for Lean Manufacturing Activity // International Journal of Lean Thinking. — 2013. — Vol. 4 (1). — Р. 51–64.

19. Neely A., Richards H., Mills J., Platts K., Bourne M. Designing performance measures: a structured approach // International Journal of Operations & Production Management. — 1997. — Vol. 17 (11). — Р. 1131–1152.

20. Eckerson W. Performance management strategies // Business Intelligence Journal. — 2009. — Vol. 14.1. — Р. 24–27.

21. De Toni A., Tonchia S. Performance measurement systems — models, characteristics and measures // International Journal of Operations & Production Management. — 2001. — Vol. 11 (2). — Р. 46–71.

22. IEC 62264–4:2015 Enterprise-control system integration — Part 4: Objects models attributes for manufacturing operations management integration. — URL: https://webstore.iec.ch/preview/info_ iec62264–4 %7Bed1.0 %7Db.pdf (дата обращения: 11.12.2020).

23. ANSI/ISA-95.00.04–2012 Enterprise-Control System Integration — Part 4: Objects and attributes for manufacturing operations management integration. — URL: https://www.isa.org/products/ansi-isa95-00-01-2010-iec-62264–1-mod-enterprise (дата обращения: 11.12.2020).

24. ISO 22400–2:2014 Automation systems and integration — Key performance indicators (KPIs) for manufacturing operations management — Part 2. — URL: https://www.iso.org/ru/standard/54497. html (дата обращения 11.12.2020).

25. ГОСТ Р ИСО 22400-2-2016 Системы промышленной автоматизации и интеграция. Ключевые технико-экономические показатели (KPIs) для управления производственными операциями. — URL: http://docs.cntd.ru/document/1200140444 (дата обращения 11.12.2020).

26. Зайцев А. А. Организационно-экономический механизм адаптации высокотехнологичных предприятий к инновационным методам управления: дисс. … канд. экон. наук: 08.00.05. — М.: МГТУ им. Н. Э. Баумана, 2018. — 261 с.

1. Strizhenok O. A. Berezhlivoe proizvodstvo v Rossii [Lean production in Russia] // Aktualnye voprosy ekonomicheskikh nauk [Topical problems of economic sciences]. — 2012. — No. 26. — P. 324–327. (In Russ.)

2. Priobrazhenskii S. V. 5S — instrument berezhlivogo proizvodstva [5S — Lean Manufacturing Tool] // Proizvodstvennyi menedzhment: teoriia, metodologiia, praktika [Production Management: Theory, Methodology, Practice]. — 2016. — No. 6. — P. 138–152. (In Russ.)

3. Abdulbarova D. Osnovy berezhlivogo proizvodstva [Fundamentals of lean production] // Vestnik MGUP [Bulletin of the MSUP]. — 2013. — No. 4. — P. 91–97. (In Russ.)

4. Helmold M. Lean Management and Kaizen, Management for Professionals. — New York: Springer, 2020. — 78 p.

5. Mikhailova N. V., Fedorova L. A. Kontseptsii U. E. Deminga — «Opornye tochki» sovremennoi sistemy Vseobshchego upravleniia na osnove kachestva [U. E. Deming «Pivot Points» concepts of the modern system of General Management on the basis of quality] // Vek kachestva [The Age of Quality]. — 2012. — No. 5–6. — P. 33–37. (In Russ.)

6. Harrington H. J., Harrington J. S. Benchmarking v luchshem vide [Benchmarking at its best]. — SPb.: Peter, 2017. — 78 p. (In Russ.)

7. Locke E. A. Goal Theory vs Control Theory: Contrasting approaches to understanding work motivation // Motivation and Emotion. — 1991. — Vol. 15:1. — pp. 9–28.

8. Mucha M. J. Performance Management Self Evaluation: While Governments Should Continually Evaluate and Look for Opportunities to Improve Their Services, the Same Can Be Done with Their Overall Performance Management Approach // Government Finance Review. — 2011. — Vol. 27, No. 3. — pp. 23–38.

9. Kang N., Zhao C., Li J., Horst J. A. A Hierarchical Structure of Key Performance Indicators for Operation Management and Continuous Improvement in Production Systems // International Journal of Production Research. — 2016. — Vol. 54 (21). — pp. 6333–6350.

10. Parmenter D. Key Performance Indicators (KPI): Developing, Implementing, and Using Winning KPIs. — Hoboken, New Jersey: John Wiley & Sons, 2010. — 153 p.

11. Lohman C., Woo L. F. Designing a performance measurement system: A case study // European Journal of Operational Research. — 2003. — Vol. 156. — pp. 267–286.

12. Agut S., Grau R., Peiro. J. M. Individual and Conceptual Influences on Managerial Competency Needs // Emerald Journal of Management Development. — 2003. — Vol. 22. — pp. 262–264.

13. Lynch R. L., Cross K. F. (1991). Measure Up!: The Essential Guide to Measuring Business Performance. — New York: Mandarin, 1992. — 231 p.

14. Rushton A., Oxley J. Handbook of Logistics and Distribution Management. — London: Kogan Page Ltd, 1989–198 p.

15. Liu X. S. Y. Developing a performance evaluation system based on key performance indicators for discrete manufacturing workshop // Proceedings of the 2nd Global Conference on Engineering and Technology Management, 2015. — pp. 112–129.

16. Bontis N., Dragonetti N. C., Jacobsen K., Roos G. The knowledge toolbox: A review of the tools available to measure and manage intangible resources // European Management Journal. — 1999. — Vol. 17 (4). — pp. 391–402.

17. Kaplan R. S., Norton D. P. Putting the balanced scorecard to work. Performance Measurement // Management, and Appraisal Sourcebook. — 1995. — Vol. 66. — pp.17511.

18. Susilawati A., Tan J., Bell D., Sarwar, M. Develop a Framework of Performance Measurement and Improvement System for Lean Manufacturing Activity // International Journal of Lean Thinking. — 2013. — Vol. 4 (1). — pp. 51–64.

19. Neely A., Richards H., Mills J., Platts K., Bourne M. Designing performance measures: a structured approach // International Journal of Operations & Production Management. — 1997. — Vol. 17 (11). — pp. 1131–1152.

20. Eckerson W. Performance management strategies // Business Intelligence Journal. — 2009. — Vol. 14.1. — pp. 24–27.

21. De Toni A., Tonchia S. Performance measurement systems — models, characteristics and measures // International Journal of Operations & Production Management. — 2001. — Vol. 11 (2). — pp. 46–71.

22. IEC 62264–4:2015 Enterprise-control system integration — Part 4: Objects models attributes for manufacturing operations management integration. URL: https://webstore.iec.ch/preview/info_iec62264– 4 %7Bed1.0 %7Db.pdf (last access 11.12.2020).

23. ANSI/ISA-95.00.04–2012 Enterprise-Control System Integration — Part 4: Objects and attributes for manufacturing operations management integration. URL: https://www.isa.org/products/ansi-isa95-00-01-2010-iec-62264–1-mod-enterprise (last accessed 11.12.2020).

24. ISO 22400–2:2014 Automation systems and integration — Key performance indicators (KPIs) for manufacturing operations management — Part 2. URL: https://www.iso.org/ru/standard/54497.html (last accessed 11.12.2020).

25. GOST R ISO 22400-2-2016 Sistemy promyshlennoi avtomatizatsii i integratsiia. Kliuchevye tekhniko-ekonomicheskie pokazateli (KPIs) dlia upravleniia proizvodstvennymi operatsiiami [GOST R ISO 22400-2-2016 Industrial automation systems and integration. Key technical and economic indicators (KPIs) for the management of manufacturing operations]. URL: http://docs.cntd.ru/document/1200140444 (last accessed 12/11/2020). (In Russ.)

26. Zaitsev A. A. Organizatsionno-ekonomicheskii mekhanizm adaptatsii vysokotekhnologichnykh predpriiatii k innovatsionnym metodam upravleniia: Diss. kand. ekon. nauk: 08.00.05. [Organizational and economic mechanism of adaptation of high-tech enterprises to innovative management methods: thesis of PhD Candidate in Economics: 08.00.05.]. — M.: Bauman MSTU, 2018. — 261 p. (In Russ.)

Из-за возрастающей сложности промышленных производственных систем и глобальной конкуренции полное и прозрачное видение управленческих процессов играет жизненно важную роль в согласовании масштаба поставленных целей и эффективности их достижения. Несмотря на то что идея количественного измерения эффективности персонала не нова, масштабный интерес к определению ключевых показателей эффективности, мониторинг и контроль которых позволяют достичь стратегических целей, отмечается в международных исследованиях с конца 1990-х гг. Особое значение это приобретает в связи с широким распространением концепции бережливого производства.

Под бережливым производством понимают систему управления промышленным предприятием, перед которым поставлена стратегическая цель получения конкурентных преимуществ за счет лидерства в издержках и деловой репутации вследствие сокращения потерь материальных ресурсов, времени, брака [1–3]. Основа перехода к бережливому производству — вовлечение в оптимизацию технологических и бизнес-процессов предприятия каждого работника наряду с максимальной ориентацией на требования потребителей. Поэтому успех перехода к бережливому производству определяется эффективностью действий персонала предприятия по ресурсосбережению и экономии рабочего времени [4]. Управление эффективностью образует цикл, состоящий из планирования и измерения, действий персонала, контроля и корректировки его действий. Цикл бережливого управления производством представляет собой повторяющийся и непрерывный процесс контроля и улучшения процессов, продуктов или услуг (цикл Деминга [5]).

Ключевые показатели эффективности (Key Performance Indicators, KPI) — важный аналитический компонент управления бережливым производством. Управление эффективностью как базовая и эффективная методология отражает управление процессами, персоналом, подразделениями и рабочими группами, обеспечивающее максимально полное достижение целей и задач [4]. Цели и направления управления эффективностью определяются требованиями рынка и предпочтениями потребителей, которые лежат в основе миссии и видения современного предприятия. Поэтому измерение эффективности должно осуществляться по всей цепочке создания стоимости и получения прибыли. Как писал Х. Дж. Харрингтон: «Измерение — это первый шаг, ведущий к контролю и в конечном итоге к улучшению. Если вы не можете что-то измерить, вы не можете этого понять. Если вы не можете этого понять, вы не можете это контролировать. Если вы не можете контролировать это, вы не можете это улучшить» [6]. Именно KPI являются теми количественными индикаторами, которые отражают долгосрочные факторы успеха предприятия на рынке, опираясь на бережное использование материальных, интеллектуальных, человеческих ресурсов.

Для Цитирования:
Ездина Н. П., Казаринова Е. Б., Казаринова О. И., Применение KPI в управлении персоналом при переходе к бережливому производству. Лизинг. 2021;2.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: