Из-за возрастающей сложности промышленных производственных систем и глобальной конкуренции полное и прозрачное видение управленческих процессов играет жизненно важную роль в согласовании масштаба поставленных целей и эффективности их достижения. Несмотря на то что идея количественного измерения эффективности персонала не нова, масштабный интерес к определению ключевых показателей эффективности, мониторинг и контроль которых позволяют достичь стратегических целей, отмечается в международных исследованиях с конца 1990-х гг. Особое значение это приобретает в связи с широким распространением концепции бережливого производства.
Под бережливым производством понимают систему управления промышленным предприятием, перед которым поставлена стратегическая цель получения конкурентных преимуществ за счет лидерства в издержках и деловой репутации вследствие сокращения потерь материальных ресурсов, времени, брака [1–3]. Основа перехода к бережливому производству — вовлечение в оптимизацию технологических и бизнес-процессов предприятия каждого работника наряду с максимальной ориентацией на требования потребителей. Поэтому успех перехода к бережливому производству определяется эффективностью действий персонала предприятия по ресурсосбережению и экономии рабочего времени [4]. Управление эффективностью образует цикл, состоящий из планирования и измерения, действий персонала, контроля и корректировки его действий. Цикл бережливого управления производством представляет собой повторяющийся и непрерывный процесс контроля и улучшения процессов, продуктов или услуг (цикл Деминга [5]).
Ключевые показатели эффективности (Key Performance Indicators, KPI) — важный аналитический компонент управления бережливым производством. Управление эффективностью как базовая и эффективная методология отражает управление процессами, персоналом, подразделениями и рабочими группами, обеспечивающее максимально полное достижение целей и задач [4]. Цели и направления управления эффективностью определяются требованиями рынка и предпочтениями потребителей, которые лежат в основе миссии и видения современного предприятия. Поэтому измерение эффективности должно осуществляться по всей цепочке создания стоимости и получения прибыли. Как писал Х. Дж. Харрингтон: «Измерение — это первый шаг, ведущий к контролю и в конечном итоге к улучшению. Если вы не можете что-то измерить, вы не можете этого понять. Если вы не можете этого понять, вы не можете это контролировать. Если вы не можете контролировать это, вы не можете это улучшить» [6]. Именно KPI являются теми количественными индикаторами, которые отражают долгосрочные факторы успеха предприятия на рынке, опираясь на бережное использование материальных, интеллектуальных, человеческих ресурсов.