В настоящее время в энергосистеме Российской Федерации при строительстве, реконструкции, а также при проведении ремонтов ВЛ-0,4–10 кВ, наибольшее распространение получили железобетонные опоры, а также дерево-опоры. У каждого из применяемого материала — сталь, бетон и дерево — имеется ряд существенных недостатков, таких как коррозия, загнивание, разрушение под воздействием окружающей среды, высокие транспортные и эксплуатационные расходы, малая долговечность и т. п. Среди новых материалов особое место занимают полимерные композиционные материалы (далее — ПКМ). ПКМ дают возможность конструирования опор с значительным количеством преимуществ, увеличивая при этом эксплуатационный ресурс ЛЭП.
Полимерные композиты состоят из множества элементарных слоев. Каждый элементарный слой содержит ориентированные волокна (стеклянные, базальтовые и т. д.), которые соединяются между собой связующим звеном на основе эпоксидных, полиэфирных и других смол. Соединение элементарных слоев в определенных комбинациях позволяет получить материалы с заданными свойствами. Благодаря своим уникальным свойствам в СССР и России полимерные композиты использовались, в основном, в оборонном комплексе, хотя за рубежом использование ПКМ нашло широкое применение и в гражданских отраслях. Их применение обеспечивает экономическую эффективность при длительной эксплуатации — это является особенно важным для объектов городской инфраструктуры и ЖКХ.
Таким образом, долговечность ПКМ, их уникальные характеристики и положительный мировой опыт применения полимерных композитов в гражданских отраслях создают объективные предпосылки для их широкого внедрения в процессы модернизации и реконструкции изношенных объектов энергосистемы, а также при новом строительстве.
Воздушные линии электропередачи с самонесущими проводами (ВЛИ) прочно вписались в современную действительность энергетики Российской Федерации, а что же представляют собой воздушные линии, выполненные на стойках из композитных опор?