По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 336 DOI:10.33920/med-17-2311-05

Применение комплаенс-контроля при оценке эффективности государственных закупок в России

А.С. Казаков аспирант, ФГБОУ ВО «РЭУ им. Г.В. Плеханова», 117997, Москва, Стремянный пер., 36, E-mail: mr.hereticus@yandex.ru, ORCID: 0000-0003-4424-8131
Н.А. Проданова доктор экон. наук, профессор базовой кафедры финансового контроля, анализа и аудита Главного контрольного управления города Москвы, ФГОБУ ВО «РЭУ им. Г.В. Плеханова», 117997, Москва, Стремянный пер., 36, E-mail: prodanova-00@mail.ru, ORCID: 0000-0001-5140-2702

Статья раскрывает проблему оценки системы государственных и муниципальных закупок в аспекте применяемых механизмов комплаенса; авторы анализируют пробелы законодательства, связанные с отсутствием понятия «эффективность системы закупок» и общепринятых критериев эффективности, и в особенности фокусируют внимание на критериях, связанных с деловой репутацией заказчика и поставщика. Под деловой репутацией в общем смысле принято понимать нематериальный актив субъекта закупки, основанный на его подтвержденной благонадежности. В этой связи авторами выделены четыре основных критерия эффективности, так или иначе раскрывающих данное понятие. В результате предложена система оценки VLRA (violations, leverage, rules, audit), основанная на коэффициентном методе, а также матрицы рисков и усовершенствованная методика оценки их уровня, включающая не только материальный, но также репутационный ущерб от нарушений обязательных требований. Результаты исследования могут быть положены в основу разработки более детализированной системы оценки эффективности госзакупок, а также адаптированы под конкретные условия территорий.

Литература:

1. Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» [Электронный ресурс]. — URL: https:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8307.

2. Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ (ред. от 13.06.2023) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» [Электронный ресурс]. — URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_144624/.

3. Распоряжение Правительства РФ от 18.10.2018 № 2258-р «Об утверждении методических рекомендаций по созданию и организации федеральными органами исполнительной власти системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства» [Электронный ресурс]. — URL: https:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_309384.

4. Буреева Ю.С. К вопросу типологизации отечественных комплаенс-систем в отечественных компаниях // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. — 2021. — № 2 (62). — С. 120–123.

5. Водопьянов А.В., Юсупова Т.В., Сыроижко В.В. Проблемы в сфере регулирования государственных закупок товаров, работ, услуг в отношении субъектов малого предпринимательства // International Journal of Humanities and Natural Sciences. — 2021. — Vol. 1–2 (52). — С. 79–82.

6. Косарев К.В. О некоторых теоретических проблемах совершенствования законодательства в сфере правового регулирования государственных закупок // Теория и практика социогуманитарных наук. — 2022. — № 2 (18). — С. 96–104.

7. Пономарев А.А. Методические подходы к оценке эффективности организационно-экономического механизма управления системой государственных закупок // Инновации и инвестиции. — 2022. — № 12. — С. 109–113.

8. Попов И.А. Проблемы инструментальных противоречий между отраслевым регулированием и механизмом реализации процедур государственных и муниципальных закупок // Финансовые рынки и банки. — 2021. — № 7. — С. 23–28.

9. Смирнова И.В., Бизенкова А.А. Проблемы управления в сфере закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд // Научный журнал НИУ ИТМО. — 2023. — № 2. — С. 122–128.

1. Federal Law “On the protection of the rights of legal entities and individual entrepreneurs in the exercise of state control (supervision) and municipal control” dated December 26, 2008 No. 294-FZ [Electronic resource]. — Access mode: https://www.consultant. ru/document/cons_doc_LAW_8307.

2. Federal Law of 04/05/2013 No. 44-FZ (as amended on 06/13/2023) “On the contract system in the field of procurement of goods, works, services to meet state and municipal needs” [Electronic resource]. — Access mode: https://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_144624/.

3. Order of the Government of the Russian Federation dated October 18, 2018 N 2258-r “On approval of methodological recommendations for the creation and organization by federal executive authorities of a system of internal compliance with the requirements of antimonopoly legislation” [Electronic resource]. — Access mode: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_309384.

4. Bureeva Yu.S. On the issue of typology of domestic compliance systems in domestic companies // Bulletin of the Nizhny Novgorod University. N.I. Lobachevsky. Series: Social Sciences. 2021. No. 2 (62). Р. 120–123.

5. Vodopyanov A.V., Yusupova T.V., Syroizhko V.V. Problems in the sphere of regulation of public procurement of goods, works, services in relation to small businesses // International Journal of Humanities and Natural Sciences, vol. 1–2 (52). 2021. Р. 79–82.

6. Kosarev K.V. On some theoretical problems of improving legislation in the field of legal regulation of public procurement // Theory and practice of socio-humanitarian sciences. 2022. No. 2 (18). Р. 96–104.

7. Ponomarev A.A. Methodological approaches to assessing the effectiveness of the organizational and economic mechanism for managing the public procurement system // Innovations and investments. 2022. No. 12. P. 109–113.

8. Popov I.A. Problems of instrumental contradictions between industry regulation and the mechanism for implementing state and municipal procurement procedures // Financial Markets and Banks. 2021. No. 7. Р. 23–28.

9. Smirnova I.V., Bizenkova A.A. Management problems in the field of procurement to meet state and municipal needs // Scientific journal of NRU ITMO. 2023. No. 2. P. 122–128.

Система государственных закупок — один из наиболее значимых драйверов внутреннего рынка в Российской Федерации. В настоящее время в связи со спадом активности российских предпринимателей на мировых рынках и переориентацией экономики на импортозамещение его роль лишь усилилась, чем обусловлено пристальное внимание законодателя к вопросам регулирования закупок. Несмотря на то что Федеральный закон № 44-ФЗ «О контрактной системе закупок» [2] (далее — Закон о госзакупках) довольно полно и подробно излагает все аспекты правового регулирования государственных закупок в России, многие современные авторы (в их числе А.В. Водопьянов [5], К.В. Косарев [6], И.А. Попов [8], И.В. Смирнова [9]) выделяют здесь ряд проблем, главными из которых являются избыточность и противоречивость правовых норм, а также проблемы в сфере контроля.

Как и в большинстве зарубежных стран, в России действуют государственный контроль, контроль независимых организаций и граждан (общественный), а также ведомственный (внутренний) и контроль со стороны заказчика. Данные формы ориентированы на выявление уже допущенных нарушений (путем проведения проверок либо жалоб в уполномоченные органы — ФАС), однако здесь абсолютно не развиты превентивные методы, в том числе базирующиеся на риск-ориентированном подходе.

При этом в самом законодательстве данный подход уже давно получил свое закрепление как метод организации и осуществления государственного контроля (надзора), при котором в предусмотренных настоящим федеральным законом случаях выбор интенсивности контрольных и профилактических мероприятий для объекта контроля зависит от его уровня риска или класса опасности (см. ст. 8.1 Федерального закона от 26.12.2008 № 248-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля») [1]. Заметим, риск-ориентированный подход является обязательным только для ряда субъектов бизнеса и только в рамках мероприятий по ГФК. Несмотря на это, его основы могут быть использованы в рамках внутреннего (ведомственного) контроля — в рамках использования комплаенс-функции.

Для Цитирования:
А.С. Казаков, Н.А. Проданова, Применение комплаенс-контроля при оценке эффективности государственных закупок в России. Бухучет в здравоохранении. 2023;11.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: