Система государственных закупок — один из наиболее значимых драйверов внутреннего рынка в Российской Федерации. В настоящее время в связи со спадом активности российских предпринимателей на мировых рынках и переориентацией экономики на импортозамещение его роль лишь усилилась, чем обусловлено пристальное внимание законодателя к вопросам регулирования закупок. Несмотря на то что Федеральный закон № 44-ФЗ «О контрактной системе закупок» [2] (далее — Закон о госзакупках) довольно полно и подробно излагает все аспекты правового регулирования государственных закупок в России, многие современные авторы (в их числе А.В. Водопьянов [5], К.В. Косарев [6], И.А. Попов [8], И.В. Смирнова [9]) выделяют здесь ряд проблем, главными из которых являются избыточность и противоречивость правовых норм, а также проблемы в сфере контроля.
Как и в большинстве зарубежных стран, в России действуют государственный контроль, контроль независимых организаций и граждан (общественный), а также ведомственный (внутренний) и контроль со стороны заказчика. Данные формы ориентированы на выявление уже допущенных нарушений (путем проведения проверок либо жалоб в уполномоченные органы — ФАС), однако здесь абсолютно не развиты превентивные методы, в том числе базирующиеся на риск-ориентированном подходе.
При этом в самом законодательстве данный подход уже давно получил свое закрепление как метод организации и осуществления государственного контроля (надзора), при котором в предусмотренных настоящим федеральным законом случаях выбор интенсивности контрольных и профилактических мероприятий для объекта контроля зависит от его уровня риска или класса опасности (см. ст. 8.1 Федерального закона от 26.12.2008 № 248-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля») [1]. Заметим, риск-ориентированный подход является обязательным только для ряда субъектов бизнеса и только в рамках мероприятий по ГФК. Несмотря на это, его основы могут быть использованы в рамках внутреннего (ведомственного) контроля — в рамках использования комплаенс-функции.