По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 619:616-084

Применение кейс-методов в ветеринарном образовании

С. Акчурин д-р. вет. наук, проф., и. о. директора, ФГБОУ «Российский государственный аграрный университет – МСХА имени К. А. Тимирязева», 127550, Россия, г. Москва, ул. Тимирязевская, д. 49
Г. Дюльгер д-р вет. наук, проф., ФГБОУ «Российский государственный аграрный университет – МСХА имени К. А. Тимирязева», 127550, Россия, г. Москва, ул. Тимирязевская, д. 49
И. Акчурина канд. вет. наук, доцент, ФГБОУ «Российский государственный аграрный университет – МСХА имени К. А. Тимирязева», 127550, Россия, г. Москва, ул. Тимирязевская, д. 49
В. Бычков канд. вет. наук, доцент, ФГБОУ «Российский государственный аграрный университет – МСХА имени К. А. Тимирязева», 127550, Россия, г. Москва, ул. Тимирязевская, д. 49
Е. Латынина канд. вет. наук, доцент, ФГБОУ «Российский государственный аграрный университет – МСХА имени К. А. Тимирязева», 127550, Россия, г. Москва, ул. Тимирязевская, д. 49

Целью наших исследований явилось создание рекомендаций по разработке ветеринарных клинических кейсов. Для выполнения поставленной цели проведен обзор и анализ эффективности отечественных и зарубежных кейсов ветеринарного и медицинского профиля, а также материалы личной практики авторов. В результате проведенных исследований разработаны рекомендации практикующим ветеринарным врачам, исследователям, преподавателям и студентам, готовая структура для написания и публикации кейсов, что будет способствовать увеличению числа публикуемых случаев из практики. В рекомендации предложена структура ветеринарного клинического кейса, который включает в себя 12 разделов (заголовок, контактную информацию, ключевые слова, аннотацию, введение, кейс, обсуждение кейса, благодарности, ссылки, приложение, разрешения, конфликт интересов), а также содержит указания по написанию каждого из разделов. Считаем, что использование кейс-метода в ветеринарном образовании является перспективным и развивающимся направлением.

Литература:

1. Даринская Л. А., Гуслина А. С. Библиометрический анализ как способ вхождения в проблему исследования // Вестник Санкт-Петербургского университета. – 2010. – Вып. 3. – С. 71–79.

2. Грузкова С. Ю., Камалеева А. Р. Кейс-метод: история разработки и использования метода в образовании // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). – 2013. – № 6. – С. 24

3. Гаранина Р. М., Гаранин А. А. Методические рекомендации по формированию медицинских кейсов // Учебно-методическое пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальностям 310501 – «Лечебное дело», 310502 – «Педиатрия», 320501 – «Медико-профилактическое дело», 310503 – «Стоматология», 330501 – «Фармация». – Самара, 2015. – 61 с.

4. Стрекалова Н. Д., Беляков В. Г. Разработка и применение учебных кейсов: практическое руководство / Санкт-Петербургский фил. Нац. исслед. ун-та «Высш. шк. экономики», Фак. менеджмента. – СПб.: НИУ ВШЭ, 2013. – 77 с.

5. Кирьякова А. В., Белоновская И. Д., Каргапольцева Д. С. Технология «кейс-стади» в компетентностно-ориентированном образовании: учебно-методическое пособие. – Оренбург: ОГУ, 2011. – 105 с.

6. Annas J. Classical Greek Philosophy / Boardman, John; Griffin, Jasper; Murray, Oswyn (ed.) The Oxford History of the Classical World. – N. Y.: Oxford University Press, 1986.

7. Budgell B. Guidelines to the writing of case studies // J Can Chiropr Assoc. – 2008. – № 52 (4). – P. 199–204

8. Jack A. Why Harvard’s case studies are under fire? // Financial Times. – 2018. Available at: https://www.ft.com/content/0b1aeb22-d765–11e8-a854–33d6f82e62f8 (accessed: 07.10.2020).

9. Scanlan N. Complementary Medicine for Veterinary Technicians and Nurses. – 2013. – P. 297–305.

10. Solomon J. Case Studies: why are they important? // Nat Rev Cardiol. – 2006. – № 3. – P. 579.

Федеральным государственным образовательным стандартом при подготовке ветеринарных специалистов предусмотрено использования активных и интерактивных форм проведения занятий, в частности «компьютерные симуляции, деловые и ролевые игры, разборы конкретных ситуаций, психологические и иные тренинги, групповые дискуссии и др.

В последнее время для повышения качества подготовки ветеринарных специалистов и повышения их квалификации дополняют традиционные методы обучения (лекции и практические занятия) кейс-методом, который направлен не столько на получение новых знаний, сколько на формирование профессиональной компетентности, умений и навыков мыслительной деятельности.

Кейс (от англ. case – «случай») представляет собой подробное описание реальных событий, которые происходили в прошлом, и конкретной ситуации, сложившейся в определенных условиях. Важно подчеркнуть, что кейсы дают представление не просто об отдельном, пусть и интересном, случае, а о процессе принятия решений. Это способствует переосмыслению врачами и студентами собственных подходов и практик.

Кейс-метод (от англ. case method, case study – «метод кейсов», «кейс-стади», «метод конкретных ситуаций», «метод ситуационного анализа») – это метод проведения детального анализа одной конкретной ситуации, который используется для достижения определенных целей (обучения, исследования).

Для ветеринарной медицины кейсы клинических случаев являются бесценным материалом и имеют конкретные цели:

• предоставить опытным врачам в доступной форме информацию о случаях из практики, в том числе с применением новых методов диагностики и терапии;

• улучшить качество подготовки кадров и помочь студентам сформировать профессиональные компетенции;

• повысить качество оказываемых ветеринарных услуг.

Повышение качества подготовки кадров с помощью кейс-метода может быть обеспечено за счет:

• демонстрации студентам всего многообразия клинических ситуаций;

• усиления практического аспекта подготовки будущих ветеринарных врачей.

Для Цитирования:
С. Акчурин, Г. Дюльгер, И. Акчурина, В. Бычков, Е. Латынина, Применение кейс-методов в ветеринарном образовании. Ветеринария сельскохозяйственных животных. 2025;5.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: