По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 620.97

Применение источника реактивной мощности для снижения расхода топлива многоагрегатных дизельных электростанций в изолированных электрических системах

Кротков Е.А. канд. техн. наук, доцент кафедры автоматизированных электроэнергетических систем, Самарский государственный технический университет, г. Самара
Ермошина А.А. студентка, Самарский государственный технический университет, г. Самара

Применение источника реактивной мощности на шинах ДЭС является экономически целесообразным мероприятием, позволяющим решить часть проблем локальных энергосистем и имеющим срок окупаемости затрат около года.

Литература:

1. Сайт РАО ЕЭС Востока. Стратегия развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года. Утверждена президентом РФ 8 февраля 2013 г. № Пр-232. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.rao-esv.ru.

2. Правила технической эксплуатации дизельных электростанций. — М.: МГОУ, — 2005. — 213 с

3. Эффекты применения накопителей энергии в изолированных энергосистемах России // Арктика: экология и экономика. — 2014. — № 2 (14). — С. 61–66.

Отличительной особенностью электрической системы Республики Саха (Якутия) и Арктической зоны Российской Федерации является ее неразвитость и изолированный режим работы энергоузлов [1].

Основу нагрузки таких энергосистем составляют единичные потребители, такие как население рабочих поселков и единичные промышленные предприятия. Наличие последних является причиной высокого коэффициента неравномерности суточных графиков активной нагрузки.

Существенную роль в энергоснабжении изолированных энергосистем имеют дизельные электростанции (ДЭС). Их широкое распространение связано с относительной простотой транспортировки и технического обслуживания, а также с невысокими удельными капиталовложениями. В то же время эксплуатация ДЭС сопряжена с необходимостью постоянной доставки дизельного топлива и его сезонного хранения, а также с необходимостью работы в непостоянных режимах следования за нагрузкой потребителей, что увеличивает расход топлива и способствует ускоренной выработке технического ресурса электростанции [2].

В условиях экстремальных климатических условий Арктики процедура северного завоза топлива является технически сложной и затратной операцией, при реализации которой доля транспортной составляющей в стоимости топлива может достигать 70 % [1].

Общее количество дизельных электростанций (далее — ДЭС), установленных в регионах Дальнего Востока и Арктической зоны Российской Федерации, составляет 203 ед. потребляющих топлива на сумму около 4,3 млрд руб. в год. Снижение расхода топлива на ДЭС является актуальной задачей и будет оставаться ею в ближайшее десятилетие ввиду отсутствия реальных, готовых к внедрению энергетических альтернатив [2].

В качестве электростанций в изолированных электрических системах используются группы параллельно работающих дизельных электрогенераторов (ДЭГ) с установленной единичной активной мощностью 60–250 кВт и номинальным напряжением 0,4 кВ [1].

ДЭС состоят из блок-модулей, в которых расположены дизель-генераторы, пункт автоматизированной системы управления технологическим процессом с закрытым распредустройством 0,4 кВ, сетевая насосная, ремонтная мастерская и помещение топливомаслоподготовки. Потребителями ДЭС являются рабочие поселки с населением от 200 до 1500 человек, а также небольшие промышленные предприятия со средневзвешенным коэффициентом мощности в пределах 0,7–0,75.

Для Цитирования:
Кротков Е.А., Ермошина А.А., Применение источника реактивной мощности для снижения расхода топлива многоагрегатных дизельных электростанций в изолированных электрических системах. Электрооборудование: эксплуатация и ремонт. 2017;3.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: