Неспособность врача обеспечить питание больного должна расцениваться как решение уморить его голодом. Решение, для которого в большинстве случаев было бы трудно подобрать оправдание.
(Арвид Вретлинд)
Когда человек здоров, он часто не задумывается о том, что качество питания определяет качество жизни. Когда приходит болезнь, вопрос питания становится определяющим: недостаточный, не соответствующий потребностям больного прием питательных веществ, плохое их усвоение ведут к потере веса, снижению защитных сил организма и неспособности бороться с недугом.
Онкологические пациенты — специфический контингент: у каждого второго наблюдаются явления анорексии, у каждого четвертого — кахексия. Масса тела и общее состояние пациента являются независимыми прогностическими факторами, определяющими течение послеоперационного периода, непосредственные и отдаленные результаты хирургического и комбинированного лечения.
Злокачественная опухоль является «ловушкой» для многих веществ (глюкозы, азота, витаминов и других соединений), что приводит к дефициту соответствующих метаболитов с нарушением всех основных видов обмена. Выполнение хирургического вмешательства, применение различных вариантов лучевой терапии или цитостатиков способствуют усугублению состояния человека. Очевидно, что абсолютное число онкологических пациентов нуждается в энтеральном питании [1].
Заживление ран и нормальный иммунный ответ напрямую зависят от доставки нутриентов и адекватно подобранной программы нутритивной поддержки, поэтому адекватное питание способно улучшать репаративные процессы, восстанавливать иммунокомпетентность и снижать периоперационную заболеваемость и летальность [2].
В связи с этим появилась необходимость проанализировать результаты внедрения инновационных технологий в кормлении пациентов отделения реанимации и интенсивной терапии государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Самарский областной клинический онкологический диспансер» (ГБУЗ «СОКОД») (рис. 1).