Производство современной сельскохозяйственной (СХ) техники (и не только) требует эффективных решений технологических задач как на стадии проектирования, так и в процессе изготовления комплектующих деталей и узлов такой техники, как тракторы, комбайны и другие, включая беспилотные системы, а также дополнительного навесного оборудования различного функционального назначения (культиваторы, сеялки и т. д.).
Актуальность темы сохраняется для всех типов тракторной техники (рис. 1), где каждый из них обладает своим набором ответственных базовых и дополнительных механических узлов.
При проектировании различных механических узлов сельскохозяйственной техники (и не только) возникает необходимость точного расчета элементов конструкции с высоким уровнем требований технологии проектирования и обработки деталей, от чего зависят качество и надежность работы детали в узле изделия в процессе эксплуатации [4]. Для этого необходим уточненный расчет всех деталей, находящихся в сборке рассматриваемого узла. Данные задачи позволяют решать современные CAD-системы, такие пакеты, как Pro/Ingineer, SolidWorks, CATYA и другие со своим набором библиотек на уровне анализа сборочных размерных цепей.
В условиях современного производства такие работы осложнены технологическими и другими критериями, что накладывает отдельные ограничения и выдвигает требования к разработчикам при проектировании элементов конструкции, особенно при выборе конструкционного или селективного метода сборки изделий (рис. 2).
Изложенные методы описания обрабатываемой поверхности детали в различной учебной литературе имеют значительные ограничения по количеству кодировки поверхностей, методам анализа сформированных данных графов, а также и последующего способа их обработки [5], что требует совершенствования методов представления исходных данных поверхностей детали и анализа с применением существующих методов интеллектуального анализа данных (ИАД), а также их модернизацией [2].
Аналогичные независимые исследования по разработке программного метода анализа размерных цепей проводились ярославскими коллегами, что доказывает актуальность задачи и требует развития применения методов ИАД с целью повышения функциональности при построении и анализе маршрутных уравнений размерных цепей [6].