По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Применение гибкой модели планирования новых направлений бизнеса и предпринимательских инициатив

Хомутский Д.Ю. канд. техн. наук, МВА, заведующий кафедрой управления инновациями МНИИПУ, вице-президент по инновациям НП «Внешторгклуб», Москва
Алиев И. Г. доктор делового администрирования (DBA), эксперт МНИИПУ, исполнительный директор ООО «Альянс», Москва

Необходимость бизнес-планирования была и остается серьезной проблемой при управлении инвестициями и оценке рынка. Бизнесплан, разработанный как для стартапа, так и для реализации глобальных стратегий в существующей компании, содержит в значительной степени ряд оценок, которые существенно влияют на результат его выполнения. В статье рассматривается шестиуровневая модель гибкого планирования, использующая принцип партисипативного инновационного мышления, а также структура гибкого бизнес-плана, который разрабатывается на основе этой модели.

Литература:

1. Oyedele, A. "Emerging market global business model innovation". J. Res. Mark . Entrepreneurship 18 (1), рр. 53–62, 2016.

2. Osterwalder, A., Pigneur, Y. "Business Model Generation: A Handbook for Visionaries, Game Changers, and Challengers", Paperback, NJ, USA, 2010.

3. Arwa, A., Jamaludin, I. "Business model canvas, the lean canvas and the strategy sketch: comparison". Int.J. Sci. Eng. Res. 9 (1), p. 871, 2018.

4. Kubr, T., Marchesi, H., Ilar, D. "StartingUp. Achieving Success with Professional Business Planning". McKinsey & Company, Netherlands, 1998.

5. HSBC. https://www.knowledge.hsbc.co. uk/business_plan/embed

6. IBM. https://www-356.ibm.com/ partnerworld/wps/servlet/ContentHandler/ watson-build

7. Forbes. https://www.forbes.com/sites/ kevinkruse/2018/07/30/the-no-plan-businessplan-forentrepreneurs/

8. Entrepreneur Europe. https://www. entrepreneur.com/article/272710

9. Forbes. https://www.forbes.com/sites/ alejandrocremades/2019/01/09/how-investorsdecideto-invest-in-startups/

10. Markopoulos, E., Vanharanta, H. «Democratic culture paradigm for organizational management and leadership strategies — the company democracy model». In: Proceedings of the 5th International Conference on Applied Human Factors and Ergonomics, 2014.

Глобализация изменила способ создания и функционирования бизнеса. За последние десять лет дорожная карта предпринимательства претерпела значительные изменения благодаря феномену стартапов. Бизнес-план, основанный на ожиданиях или требованиях инвесторов, не гарантирует правильности прогнозируемых данных. Количество допущений в бизнес-плане велико и может быть вполне приемлемым для инвесторов, но степень его реалистичности не поддается точному измерению, и именно здесь кроется главная проблема.

На сегодняшний день существует множество методов планирования, шаблонов бизнес- планов, методик и практик, помогающих предпринимателям планировать свой бизнес. Почти все они подразумевают целостный подход к планированию с глубоким пониманием целевого рынка, управления операциями, маркетинга, производства, продаж, финансового планирования и многого другого.

Одним из способов достижения такого целостного подхода является использование гибких рамок планирования, которые подразумевают так называемое «корпоративное коллективное мышление». Такая методика позволяет вовлечь в развитие новой идеи или инициативы потенциал всех заинтересованных сторон компании. Коллек тивное мышление способно генерировать эффективные знания, которые могут быть преобразованы в реалистичный бизнес-план с помощью гибкого процесса планирования.

Разработан целый ряд шаблонов бизнес-планов с различными подходами к бизнес-планированию и схожими этапами. Эти шаблоны различаются порядком исполнения этапов и глубиной детализации требуемой документации. Среди наиболее часто используемых шаблонов для бизнес-планирования следует выделить модели Business Model Canvas, Lean Canvas, шаблон McKinsey, шаблон HSBC, а также шаблон IBM Watson Build Business Plan.

Модель Business Model Canvas (BMC) — это шаблон на основе таблиц, графиков и диаграмм, который визуально документирует девять ключевых областей нового или существующего бизнеса. Модель собирает информацию по каждой области и предоставляет организационный план, на основе которого разрабатываются дальнейшие действия. Разделами модели BMC являются ключевые партнеры, ключевые виды деятельности, ценностное предложение, ключевые ресурсы, каналы продвижения, целевой сегмент потребителей, структура затрат и денежные потоки доходов [1, 2].

Для Цитирования:
Хомутский Д.Ю., Алиев И. Г., Применение гибкой модели планирования новых направлений бизнеса и предпринимательских инициатив. Генеральный директор. Управление промышленным предприятием. 2022;9.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала