Глобализация изменила способ создания и функционирования бизнеса. За последние десять лет дорожная карта предпринимательства претерпела значительные изменения благодаря феномену стартапов. Бизнес-план, основанный на ожиданиях или требованиях инвесторов, не гарантирует правильности прогнозируемых данных. Количество допущений в бизнес-плане велико и может быть вполне приемлемым для инвесторов, но степень его реалистичности не поддается точному измерению, и именно здесь кроется главная проблема.
На сегодняшний день существует множество методов планирования, шаблонов бизнес- планов, методик и практик, помогающих предпринимателям планировать свой бизнес. Почти все они подразумевают целостный подход к планированию с глубоким пониманием целевого рынка, управления операциями, маркетинга, производства, продаж, финансового планирования и многого другого.
Одним из способов достижения такого целостного подхода является использование гибких рамок планирования, которые подразумевают так называемое «корпоративное коллективное мышление». Такая методика позволяет вовлечь в развитие новой идеи или инициативы потенциал всех заинтересованных сторон компании. Коллек тивное мышление способно генерировать эффективные знания, которые могут быть преобразованы в реалистичный бизнес-план с помощью гибкого процесса планирования.
Разработан целый ряд шаблонов бизнес-планов с различными подходами к бизнес-планированию и схожими этапами. Эти шаблоны различаются порядком исполнения этапов и глубиной детализации требуемой документации. Среди наиболее часто используемых шаблонов для бизнес-планирования следует выделить модели Business Model Canvas, Lean Canvas, шаблон McKinsey, шаблон HSBC, а также шаблон IBM Watson Build Business Plan.
Модель Business Model Canvas (BMC) — это шаблон на основе таблиц, графиков и диаграмм, который визуально документирует девять ключевых областей нового или существующего бизнеса. Модель собирает информацию по каждой области и предоставляет организационный план, на основе которого разрабатываются дальнейшие действия. Разделами модели BMC являются ключевые партнеры, ключевые виды деятельности, ценностное предложение, ключевые ресурсы, каналы продвижения, целевой сегмент потребителей, структура затрат и денежные потоки доходов [1, 2].