По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 330.4 DOI:10.33920/VNE-3-2501-08

Применение экономико-математических моделей для оптимизации управления в туристической сфере

Ковалева Е.Н. кандидат технических наук, доцент кафедры высшей математики, Воронежский государственный университет инженерных технологий
Зацепилина Н.П. кандидат технических наук, доцент кафедры управления качеством, гостиничного дела и туризма, Воронежский государственный университет инженерных технологий
Попова Н.Н. кандидат химических наук, доцент кафедры управления качеством, гостиничного дела и туризма, Воронежский государственный университет инженерных технологий
Аносов М.А. магистрант направления подготовки 43.04.01 «Сервис», Воронежский государственный университет инженерных технологий
Жемчужникова Н.В. директор базы отдыха «Кудеяров стан», Воронежская обл., Каширский р-н, с. Бирюченское, ул. Жемчужная, д. 2, 549 км трассы М-4

Экономико-математические модели играют важную роль в развитии туристической отрасли, обеспечивая эффективные инструменты для анализа, прогнозирования и оптимизации процессов. Применение таких моделей способствует рациональному распределению ресурсов, минимизации рисков и повышению конкурентоспособности организаций. В статье рассмотрены современные подходы к использованию экономико-математического аппарата, включая геоинформационные системы, кластерный анализ и методы агрегирования данных. Особое внимание уделено задачам прогнозирования спроса и предложения, учета временных задержек и оптимального управления ресурсами. Авторы отмечают, что интеграция моделей в управленческую практику обеспечивает устойчивое развитие отрасли и её адаптацию к динамичным рыночным условиям.

Литература:

1. Глаголева Л. Э., Зацепилина Н. П., Калядина И. С., Ковалева Е. Н., Сехниев М. Е. Маркетинговый анализ сегмента рынка при проведении мероприятий сервисной деятельности гостиницы «Графская» // Лизинг, 2022. № 5. — С. 18–24.

2. Глаголева Л. Э., Зацепилина Н. П., Ковалева Е. Н., Жемчужникова Н. В. Интернеттехнологии в индустрии гостеприимства // Моделирование энергоинформационных процессов. Сборник статей X национальной научно-практической конференции с международным участием. Воронеж, 2022. — С. 352–356.

3. Зацепилина Н. П., Ковалева Е. Н., Сехниев М. Е., Вискова Е. В., Евсюкова А. С. Математические модели повышения качества сервисных услуг в сфере гостеприимства // Лизинг, 2024. № 2. — С. 26–32.

4. Зацепилина Н. П., Ковалева Е. Н., Сехниев М. Е., Евсюкова А. С. Гостиница в лизинг как инновационный подход к развитию и эффективному управлению активами лизинга недвижимости // Лизинг, 2023. № 6. — С. 53–58.

5. Зацепилина Н. П., Ковалева Е. Н., Ляпина А. А., Зацепилина Л. С., Сандберг А. Б. Система управления качеством в гостиницах и отелях // Лизинг, 2023. № 6. — С. 47–52.

6. 6. Khaustov I. A., Rylev S. S., Kovaleva E. N. Development and application of modern geographic information systems for monitoring the environmental status of objects // Proceedings of the Voronezh State University of Engineering Technologies, 2019. –Т. 81. № 4 (82). — С. 263–267.

7. Nikitin B. E., Ivliev M. N., Bugaev Yu. V., Kovaleva E. N., Chikunov S. V., Negoda V. A. Aggregated rating construction as a collective choice problem // В сборнике: Advances in Economics, Business and Management Research. Proceedings of the Russian Conference on Digital Economy and Knowledge Management (RuDEcK 2020), 2020. — С. 495–499.

8. Korobova L. A., Savvina E. A., Kovaleva E. N., Gladkikh T. V., Lukina O. O., Tolstova I. S. Application of cluster analysis for business processes in the implementation of integrated economic and management systems // Advances in Economics, Business and Management Research. Proceedings of the Russian Conference on Digital Economy and Knowledge Management (RuDEcK 2020), 2020. — С. 316–323.

9. Тихомиров С. Г., Авцинов И. А., Туровский Я. А., Суровцев А. С., Адаменко А. А., Ковалева Е. Н. Программно-аппаратный комплекс для управления биотехнологическими системами с использованием интеллектуальных информационных технологий // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Системный анализ и информационные технологии, 2019. — № 3. — С. 158–165.

1. Glagoleva L. E., Zatsepilina N. P., Kalyadina I. S., Kovaleva E. N., Sekhniev M. E. Marketingovyi analiz segmenta rynka pri provedenii meropriiatii servisnoi deiatelnosti gostinitsy «Grafskaia» [Marketing analysis of the market segment during the service activities of the Grafskaya Hotel] // Lizing [Leasing], 2022. No. 5. — P. 18–24. (In Russ.)

2. Glagoleva L. E., Zatsepilina N. P., Kovaleva E. N., Zhemchuzhnikova N. V. Internet-tekhnologii v industrii gostepriimstva [Internet technologies in the hospitality industry] // In the collection: Modelirovanie energoinformatsionnykh protsessov [Modeling of Energy Information Processes]. Collection of articles of the 10th national scientific and practical conference with international participation. Voronezh, 2022. — P. 352–356. (In Russ.)

3. Zatsepilina N. P., Kovaleva E. N., Sekhniev M. E., Viskova E. V., Evsiukova A. S. Matematicheskie modeli povysheniia kachestva servisnykh uslug v sfere gostepriimstva [Mathematical models for improving the quality of services in the field of hospitality] // Lizing [Leasing], 2024. No. 2. — P. 26–32. (In Russ.)

4. Zatsepilina N. P., Kovaleva E. N., Sekhniev M. E., Evsiukova A. S. Gostinitsa v lizing kak innovatsionnyi podkhod k razvitiiu i effektivnomu upravleniiu aktivami lizinga nedvizhimosti [Hotel leasing as an innovative approach to the development and effective management of real estate leasing assets] // Lizing [Leasing], 2023. No. 6. — P. 53–58. (In Russ.)

5. Zatsepilina N. P., Kovaleva E. N., Liapina A. A., Zatsepilina L. S., Sandberg A. B. Sistema upravleniia kachestvom v gostinitsakh i oteliakh [Quality management system in hotels] // Lizing [Leasing], 2023. No. 6. — P. 47–52. (In Russ.)

6. Khaustov I. A., Rylev S. S., Kovaleva E. N. Development and application of modern geographic information systems for monitoring the environmental status of objects // Proceedings of the Voronezh State University of Engineering Technologies, 2019. –Vol. 81. № 4 (82). — P. 263–267.

7. Nikitin B. E., Ivliev M. N., Bugaev Yu. V., Kovaleva E. N., Chikunov S. V., Negoda V. A. Aggregated rating construction as a collective choice problem // В сборнике: Advances in Economics, Business and Management Research. Proceedings of the Russian Conference on Digital Economy and Knowledge Management (RuDEcK 2020), 2020. — P. 495–499.

8. Korobova L. A., Savvina E. A., Kovaleva E. N., Gladkikh T. V., Lukina O. O., Tolstova I. S. Application of cluster analysis for business processes in the implementation of integrated economic and management systems // Advances in Economics, Business and Management Research. Proceedings of the Russian Conference on Digital Economy and Knowledge Management (RuDEcK 2020), 2020. — P. 316–323.

9. Tikhomirov S. G., Avtsinov I. A., Turovskii Ia. A., Surovtsev A. S., Adamenko A. A., Kovaleva E. N. Programmno-apparatnyi kompleks dlia upravleniia biotekhnologicheskimi sistemami s ispolzovaniem intellektualnykh informatsionnykh tekhnologii [Hardware and software complex for managing biotechnological systems using intelligent information technologies] // Vestnik Voronezhskogo gosudarstvennogo universiteta [Bulletin of the Voronezh State University]. Series: System analysis and information technologies. — 2019. — No. 3. — P. 158–165. (In Russ.)

Экономико-математические модели играют важную роль в развитии туристической отрасли. Они обеспечивают основу для анализа, прогнозирования и оптимизации управленческих решений, что позволяет рационально распределять ресурсы, минимизировать риски и повышать конкурентоспособность организаций в условиях динамичного рынка.

Современное развитие экономики и технологий диктует необходимость применения новых подходов для повышения эффективности управления туристической отраслью. Экономико-математические модели, активно использующиеся в этой сфере, позволяют решать широкий круг задач, связанных с прогнозированием, оптимизацией и анализом различных процессов. Особое внимание уделяется применению методов кластерного анализа, геоинформационных систем и агрегирования данных, что способствует интеграции междисциплинарных знаний.

Применение таких моделей в туристическом бизнесе охватывает два уровня. На макроэкономическом уровне они используются для изучения общих тенденций в отрасли, анализа инвестиций, динамики доходов и других факторов, влияющих на развитие туризма в целом. На микроэкономическом уровне эти модели применяются для детального изучения отдельных элементов туристического бизнеса: от оценки финансовой эффективности компаний до оптимизации взаимодействия между отдельными предприятиями.

Одной из наиболее востребованных задач является прогнозирование спроса и предложения. Математические модели позволяют оценивать объемы туристического потока, выявлять зависимости спроса от цен на услуги, уровня доходов населения, сезонных колебаний и других факторов. Например, с их помощью можно определить, как изменение стоимости авиабилетов или размещения влияет на популярность определённых направлений, а также спланировать ресурсы туристических объектов в зависимости от ожидаемого количества посетителей.

Особое внимание уделяется временным аспектам и запаздываниям в экономических процессах. Воздействие внешних факторов на отрасль туризма часто проявляется спустя определённый временной интервал. Это учитывается при планировании капитальных вложений, расчёте сроков окупаемости новых объектов и других долгосрочных проектов. Таким образом, модели помогают не только спрогнозировать результат, но и определить оптимальные сроки реализации управленческих решений [1–3].

Для Цитирования:
Ковалева Е.Н., Зацепилина Н.П., Попова Н.Н., Аносов М.А., Жемчужникова Н.В., Применение экономико-математических моделей для оптимизации управления в туристической сфере. Лизинг. 2025;1.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: