Одной из острых проблем трансграничных водных артерий Приаральского региона Казахстана и Узбекистана является обеспечение нужд населения водными ресурсами.
Всего около 20% пресноводных источников расположено в центральных и южных областях с самой высокой плотностью населения и высокоразвитыми промышленностью и сельским хозяйством. Вместе с тем Приаральский регион располагает большими запасами подземных вод с общей минерализацией от 1 до 35 г/л, не используемых для нужд водоснабжения из-за неприемлемо высокого содержания растворенных солей. Эти воды могут стать источниками водоснабжения при условии их деминерализации.
Однако вода артезианских скважин практически непригодна не только для употребления, но и для хозяйственных целей, таким образом, не соответствует гигиеническим нормативам содержания вредных веществ в питьевой воды, т.к. отличается высокой минерализацией и жесткостью, повышенным солесодержанием, хлоридов, сульфатов, железа, бора, брома и других ингредиентов, что приводит к массовому распространению ряда специфических заболеваний [1].
Наряду с этим во многих районах, чаще всего наиболее развитых в промышленном отношении, имеющиеся естественные пресноводные источники все более и более загрязняются промышленными и бытовыми стоками и становятся непригодными для хозяйственно-питьевого водоснабжения. Такими стоками, в частности, являются сточные воды шахт, как правило, имеющие повышенное содержание солей и взвесей. Помимо шахтных вод в естественные водоемы пока еще сбрасывается без должной очистки некоторое количество бытовых и промышленных сточных вод, в которых остаются ядовитые вещества.
Применяемые в технике опреснения соленых вод методы могут быть с успехом использованы для возвращения природе использованной воды, не ухудшающей состояния пресных водоемов.
В данный момент Аральское море и территория Приаралья, являющиеся зоной экологического бедствия, оказались на грани полной деградации и исчезновения. Водная проблема в целом по Арало-Сырдарьинскому водохозяйственному бассейну заключается в том, что ресурсы поверхностных вод здесь полностью исчерпаны [2].