По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Применение дорожно-строительных машин в зонах затопления

Е. Р. Магдина Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет, г. Санкт-Петербург, РФ
В. Н. Добромиров Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет, г. Санкт-Петербург, РФ

На территории Российской Федерации ежегодно происходит интенсивный кратковременный подъем уровня воды в реках, озерах, водохранилищах, связанный с опасными гидрологическими явлениями, такими как наводнения, паводки, половодья, заторы, зажоры и т.п. В связи с этим возникает необходимость применения дорожных транспортно-технологических машин для предупреждения и ликвидации последствий подъема уровня воды, а также для проведения аварийно-спасательных работ. Целью исследования являлось изучение динамики изменения количества чрезвычайных ситуаций (ЧС), вызываемых наводнениями, и анализ номенклатуры и технических характеристик дорожно-строительных машин, привлекаемых для ликвидации последствий затоплений.

Литература:

1. Khamutova M. V. et al. Forecasting characteristics of flood effects // Journal of Physics: Conference Series. — IOP Publishing, 2018. — Т. 1015. — №. 5. — С. 052012. doi :10.1088/17426596/1015/5/052012.

2. Martínez-Gomariz E. et al. A new experiments-based methodology to define the stability threshold for any vehicle exposed to flooding // Urban Water Journal. — 2017. — Т. 14. — №9. — С. 930-939. DOI: 10.1080/1573062X.2017.1301501.

3. Belousova A.P., Ageeva I.V., Rudenko E.E. Assessment of groundwater protection in the Southern European Russia // Water resources. — 2014. — Т. 41. — №. 2. — С. 134-142. DOI: 10.1134/S0097807814020031.

4. Разумов, В.В. Масштабы и опасность наводнений в Приволжском регионе России / В.В. Разумов, Н.В. Разумова, В.И. Пчелкин // ГеоРиск. — 2017. — №2. — С. 38-55.

5. Zhuo L., Han D. Agent-based modelling and flood risk management: A compendious literature review // Journal of Hydrology. — 2020. — Т. 591. — С. 125600. DOI: 10.1016/j.jhydrol.2020.125600.

6. Винокурова А.Г., Чермошенцев А.Ю. Анализ возможности применения радиолокационных данных дистанционного зондирования для оперативного определения зон паводкового подтопления // Интерэкспо Гео-Сибирь. — 2019. — Т. 6. — №2. — С. 39-45. DOI: 10.33764/2618-981Х-2019-6-2-39-45.

7. Bolanos S. et al. Operational surface water detection and monitoring using Radarsat 2 // Remote Sensing. — 2016. — Т. 8. — №. 4. — С. 285. DOI:10.3390/rs8040285.

8. Faleev M.I., Gorbunov S.V. Monitoring and Forecasting of Emergency Situations as Component Part of the Emergency Risk Management Framework // Issues of Risk Analysis. — 2019. — Т. 15. — №. 6. — С. 8-16. DOI:10.32686/1812-5220-2018-15-8-16.

9. Калач, А.В. Разработка системы управления безопасностью малого водозабора / А.В. Калач, Е.З. Арифуллин // Вестник Воронежского института ФСИН России. — 2015. — №4. — С. 32-36.

10. Мелкий В.А., Долгополов Д.В., Верхотуров А.А. Возможности использования космических снимков для наблюдения затоплений на трубопроводах // Интерэкспо Гео-Сибирь. — 2020. — Т. 4. — №1. — С. 21-28. DOI: 10.33764/2618-981Х-2020-4-1-21-28.

11. Андреев Д.В. Применение ГИС-технологий с целью определения затопления в Республике Саха (Якутия) // Успехи современного естествознания. — 2019. — №11. — С. 43-47.

12. Wang N. et al. A dynamic, convenient and accurate method for assessing the flood risk of people and vehicle // Science of the total environment. — 2021. — Т. 797. — С. 149036. DOI:10.1016/j.scitotenv.2021.149036.

13. Dong B. et al. Experimental and numerical model studies on flash flood inundation processes over a typical urban street // Advances in Water Resources. — 2021. — Т. 147. — С. 103824. DOI:10.1016/j.advwatres.2020.103824.

14. Кальчугин А.О. Применение дорожной техники при проведении аварийно-спасательных работ // Экология и безопасность в техносфере: современные проблемы и пути решения: сборник трудов Всероссийской научно-практической конференции молодых ученых, аспирантов и студентов, г. Юрга, 22-24 ноября 2018 г. — Томск, 2018. — 2018. — С. 133-137.

15. Баулов Н.Л. и др. Анализ системы определения глубины брода wade sensing для преодоления водных преград на автомобиль УРАЛ-432009 // Актуальные вопросы совершенствования военной и специальной техники. — 2017. — С. 18-23.

16. Ejsmont J.A. et al. Road texture influence on tyre rolling resistance // Road Materials and Pavement Design. — 2017. — Т. 18. — №1. — С. 181-198. DOI:10.1080/14680629.2016.1160 835.

17. Кушляев В.Ф. и др. Повышения проходимости и устойчивости аварийно-спасательных и пожарных машин при проектировании и эксплуатации // Надежность и долговечность машин и механизмов. — 2018. — С. 127-134.

18. Kolbasov A.F. The pressure control in motor vehicle tires, as the traffic safety guarantee // European Journal of Natural History. — 2011. — №4. — С. 36-38.

19. Xia J. et al. Numerical assessment of flood hazard risk to people and vehicles in flash floods // Environmental Modelling & Software. — 2011. — Т. 26. — №8. — С. 987-998. DOI:10.1016/j.envsoft.2011.02.017.

20. Al-Qadami E.H.H. et al. Numerical assessment on floating stability limits for static vehicle under partial submergence // Journal of Engineering Science and Technology. — 2020. — Т. 15. — №2. — С. 1384-1398.

21. Shah S.M.H. et al. A review of the flood hazard and risk management in the South Asian Region, particularly Pakistan // Scientific African. — 2020. — Т. 10. — С. DOI:10.1016/j.sciaf. 2020.e00651.

22. Shah S.M.H. et al. Criterion of vehicle instability in floodwaters: past, present and future // International Journal of River Basin Management. — 2021. — Т. 19. — №1. — С. 1-23. DOI:10.1080/15715124.2019.1566240.

Наводнения по всему миру случаются как из-за естественных и аномальных природных явлений, так и в результате деятельности человека [1, 2]. На территории Российской Федерации ежегодно возникают чрезвычайные ситуации (ЧС) и происходят аварии техногенного и природного характера [3]. В 2020 году по данным МЧС их случилось более 330. При этом на долю природных ЧС пришлось 31,4% от всего количества, из них 29 случаев были связаны с опасными гидрологическими явлениями, такими как сильное волнение, затор, зажор, нагонные наводнения и т. п. Аналогичная картина наблюдалась и в 2021 году — на долю природных ЧС пришлось 28,5% от всего количества, из них 28 случаев связаны с водной стихией [4]. Наиболее опасный характер носили затопления густонаселенных территорий из-за повышения уровня воды в реках и озерах во время половодий и паводков (рис. 1).

Общая площадь территорий Российской Федерации, подверженной паводкам, составляет 400 тыс. км2. К данным территориям относятся о. Сахалин, Забайкалье, Средний и Южный Урал, Северный Кавказ, Северо-Запад европейской части России, а также бассейны рек Амур, Енисей, Нижняя Волна [5]. При этом наводнения с катастрофическими последствиями затрагивают площадь до 150 тыс. км2, на которой расположено несколько сотен городов, десятки тысяч населенных пунктов, огромное количество различных объектов экономики, более 7 млн га сельскохозяйственных угодий [6, 7]. Наводнения, подтопления и паводковые воды наносят значительный материальный ущерб, так как вызывают многочисленные разрушения зданий, сооружений, мостов, туннелей и других транспортных и инженерных коммуникаций, а при высоких скоростях потока воды и большой высоте ее подъема могут привести к гибели людей и животных [8, 9, 10].

Предметом исследования в данной статье являлись динамика развития чрезвычайных ситуаций (ЧС), вызываемых наводнениями, и состав парка дорожно-строительных машин (ДСМ), привлекаемых для предупреждения наводнений и ликвидации последствий затоплений. В соответствии с этим одна из задач исследования состояла в анализе технико-технологических мероприятий по ликвидации последствий затоплений, в которых используются ДСМ. Это позволило определить, как представительную номенклатуру применяемой техники, так и специфику выполняемых ей типовых задач. Полученная информация позволит на следующем этапе исследования оценить влияние неблагоприятных факторов водной среды на эксплуатационные свойства ДСМ, в первую очередь на тяговые и функциональные возможности машин, и обосновать предельно допустимые условия их применения в зонах затопления.

Для Цитирования:
Е. Р. Магдина, В. Н. Добромиров, Применение дорожно-строительных машин в зонах затопления. Грузовое и пассажирское автохозяйство. 2023;10.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: