По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Применение дорожно-строительных машин в зонах затопления

Е. Р. Магдина аспирант, Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет, г. Санкт-Петербург, РФ
В. Н. Добромиров д.т.н, профессор, Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет, г. Санкт-Петербург, РФ

На территории Российской Федерации ежегодно происходит интенсивный кратковременный подъем уровня воды в реках, озерах, водохранилищах, связанный с опасными гидрологическими явлениями, такими как наводнения, паводки, половодья, заторы, зажоры и т.п. В связи с этим возникает необходимость применения дорожных транспортно-технологических машин для предупреждения и ликвидации последствий подъема уровня воды, а также для проведения аварийно-спасательных работ. Целью исследования являлось изучение динамики изменения количества чрезвычайных ситуаций (ЧС), вызываемых наводнениями, и анализ номенклатуры и технических характеристик дорожно-строительных машин, привлекаемых для ликвидации последствий затоплений.

Литература:

1. Государственный доклад «О состоянии защиты населения и территорий Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в 2020 году» / - М.: МЧС России. ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), 2021, 264 с.

2. Государственный доклад «О состоянии защиты населения и территорий Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в 2021 году» / - М.: МЧС России. ФГБВОУ ВО "АГЗ МЧС России", 2022, 264 с.

3. Государственный доклад «О состоянии и использовании водных ресурсов Российской Федерации в 2018 году». – М.: НИА-Природа, 2019. – 290 с.

4. Винокурова А. Г., Чермошенцев А. Ю. Анализ возможности применения радиолокационных данных дистанционного зондирования для оперативного определения зон паводкового подтопления //Интерэкспо ГеоСибирь. – 2019. – Т. 6. – №. 2. – С. 39-45

5. Белоусова А. П. РИСК ПОДТОПЛЕНИЯ ТЕРРИТОРИЙ ПОДЗЕМНЫМИ ВОДАМИ ПРИ НАВОДНЕНИЯХ //Гидротехника. – 2014. – №. 2. – С. 37-43.

6. гражданской защиты: проблемы и исследования. – 2014. – Т. 4. – №. 2. – С. 18-32.

7. Гостева И.И. Румянцева А.Е (2021). «Наводнения в России: оперативные данные МЧС о затоплениях за 2013-2020 гг.», [Dataset], версия 1.0 // МЧС России; обработка: Инфраструктура научно-исследовательских данных, АНО «ЦПУР». (Ссылка на набор данных: http://www.data-in.ru/datacatalog/datasets/174/)

8. Магдина, Е. Р. Проблемные вопросы применения дорожностроительных машин в зонах затопления / Е. Р. Магдина, В. Н. Добромиров // Русский инженер. – 2023. – № 3(80). – С. 40-43.

9. Фалеев М. И., Черных Г. С., Старостин А. С. Оценка опасностей и угроз, обусловленных катастрофическими наводнениями, и предложения по защите населения и территорий от них //Стратегия гражданской защиты: проблемы и исследования. – 2014. – Т. 4. – №. 2. – С. 18-32.

10. Khamutova M. et al. Mathematical Models and Algorithms for the Management of Liquidation Process of Floods Consequences //International Conference on Information Technologies. – Springer, Cham, 2019. – С. 540-551.

11. Садакбаев Д. С. Организация проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ при наводнении на территории г. Горно-Алтайск. – 2018.

12. .Тараканов Н. Д. Применение технических средств дляявыполнения инженерно-спасательных работ: Теория и практика //М.: Атомиздат. – 1979.

13. Баулов Н. Л., Стрельцов Р. В. Установка и оптимизация оборудования для преодоления водных преград на автомобиль урал-432009 //Актуальные вопросы совершенствования системы технического обеспечения. – 2017. – С. 12-18.

14. Ососова Н. А. Современная аварийно-спасательная техника //Экология и безопасность в техносфере: современные проблемы и пути решения: сборник трудов Всероссийской научно-практической конференции молодых ученых, аспирантов и студентов, Юрга, 5-6 ноября 2015 г. Т. 2.— Томск, 2015. – Изд-во ТПУ, 2015. – Т. 2. – С. 232-236.

15. ГОСТ Р 22.9.24-2014 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Машины аварийно-спасательные. Классификация. Общие технические требования.

16. Добромиров В. Н. Автомобили двойного назначения. Основы теории специальных свойств //М.: Изд. ООО" МП Глобал-Концепт. – 2000.

В России ежегодно возникают чрезвычайные ситуации (ЧС) и аварии, вызванные как техногенными, так и природными факторами. По данным МЧС, в 2020 году их было более 330. При этом природные ЧС составили 31,4% от общего числа, из них 29 случаев были связаны с опасными гидрологическими явлениями, такими как сильные волнения, заторы, зажоры и нагонные наводнения [1]. Подобная тенденция наблюдалась и в 2021 году: на долю природных ЧС пришлось 28,5% от общего числа, из них 28 случаев были связаны с водной стихией [2]. Наиболее опасными были затопления населенных территорий из-за подъема уровня воды в реках и озерах во время половодий и паводков. На рисунке 1 представлена карта-схема рисков возникновения чрезвычайных ситуаций, связанных с опасными гидрометеорологическими явлениями [3].

К паводкоопасным территориям Российской Федерации в первую очередь относятся речные бассейны Амура, Енисея, Нижней Волги, а также реки острова Сахалина, Забайкалья, Среднего и Южного Урала, Северного Кавказа и Северозападного региона европейской части России. Общая площадь данных территорий составляет приблизительно 400 тыс. км² [4]. В то же время наводнения с катастрофическими последствиями затрагивают площади до 150 тыс. км², на которых расположено 300 городов и десятки тысяч населенных пунктов, а также множество объектов хозяйственного назначения и свыше 7 млн га сельскохозяйственных угодий [4,5,6]. Наводнения, паводки и половодья причиняют значительный материальный ущерб, выступая причиной разрушений зданий, сооружений, мостов, тоннелей и других транспортных и инженерных коммуникаций. При высоких скоростях течения воды и значительных уровнях ее подъема такие явления могут приводить к гибели людей и животных. Средний многолетний ущерб от наводнений оценивается в 41,6 млрд рублей в год (в ценах 2001 года) [5].

Предметом исследования в данной статье рассматривается динамика возникновения чрезвычайных ситуаций (ЧС), связанных с наводнениями, а также состав парка дорожно-строительных машин (ДСМ), используемых для профилактики наводнений и устранения последствий затоплений. В рамках исследования была поставлена задача проанализировать мероприятия, проводимые для ликвидации последствий затоплений, в которых задействованы ДСМ. Это позволило определить, как перечень используемой техники, так и особенности типовых задач, которые она выполняет. Полученные данные позволят на следующем этапе исследования оценить воздействие неблагоприятных водных условий на эксплуатационные характеристики ДСМ, особенно на их тяговые и функциональные возможности, а также обосновать предельно допустимые условия их использования в затопленных зонах.

Для Цитирования:
Е. Р. Магдина, В. Н. Добромиров, Применение дорожно-строительных машин в зонах затопления. Грузовое и пассажирское автохозяйство. 2023;10.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала