Наводнения по всему миру случаются как из-за естественных и аномальных природных явлений, так и в результате деятельности человека [1, 2]. На территории Российской Федерации ежегодно возникают чрезвычайные ситуации (ЧС) и происходят аварии техногенного и природного характера [3]. В 2020 году по данным МЧС их случилось более 330. При этом на долю природных ЧС пришлось 31,4% от всего количества, из них 29 случаев были связаны с опасными гидрологическими явлениями, такими как сильное волнение, затор, зажор, нагонные наводнения и т. п. Аналогичная картина наблюдалась и в 2021 году — на долю природных ЧС пришлось 28,5% от всего количества, из них 28 случаев связаны с водной стихией [4]. Наиболее опасный характер носили затопления густонаселенных территорий из-за повышения уровня воды в реках и озерах во время половодий и паводков (рис. 1).
Общая площадь территорий Российской Федерации, подверженной паводкам, составляет 400 тыс. км2. К данным территориям относятся о. Сахалин, Забайкалье, Средний и Южный Урал, Северный Кавказ, Северо-Запад европейской части России, а также бассейны рек Амур, Енисей, Нижняя Волна [5]. При этом наводнения с катастрофическими последствиями затрагивают площадь до 150 тыс. км2, на которой расположено несколько сотен городов, десятки тысяч населенных пунктов, огромное количество различных объектов экономики, более 7 млн га сельскохозяйственных угодий [6, 7]. Наводнения, подтопления и паводковые воды наносят значительный материальный ущерб, так как вызывают многочисленные разрушения зданий, сооружений, мостов, туннелей и других транспортных и инженерных коммуникаций, а при высоких скоростях потока воды и большой высоте ее подъема могут привести к гибели людей и животных [8, 9, 10].
Предметом исследования в данной статье являлись динамика развития чрезвычайных ситуаций (ЧС), вызываемых наводнениями, и состав парка дорожно-строительных машин (ДСМ), привлекаемых для предупреждения наводнений и ликвидации последствий затоплений. В соответствии с этим одна из задач исследования состояла в анализе технико-технологических мероприятий по ликвидации последствий затоплений, в которых используются ДСМ. Это позволило определить, как представительную номенклатуру применяемой техники, так и специфику выполняемых ей типовых задач. Полученная информация позволит на следующем этапе исследования оценить влияние неблагоприятных факторов водной среды на эксплуатационные свойства ДСМ, в первую очередь на тяговые и функциональные возможности машин, и обосновать предельно допустимые условия их применения в зонах затопления.