Наводнения, являясь наиболее распространенным типом чрезвычайных ситуаций (ЧС), характеризуются высокой частотой возникновения, значительной площадью затопления и существенным материальным ущербом. Ключевыми факторами, определяющими уровень опасности наводнений, являются их генезис (причины возникновения), периодичность, сила воздействия и масштабы причиняемого ущерба [1]. На рис. 1 приведена динамика зафиксированных ЧС природного характера, 2014-2023 гг.
Наводнения, как правило, представляют собой процесс затопления прибрежных территорий, расположенных вблизи рек и озер, что приводит к значительным материальным потерям, угрожает здоровью населения и может иметь трагические последствия, вплоть до гибели людей [2,3].
Причиной затопления могут быть следующие явления: половодье, паводок, затор, зажор, подтопление подземными водами и т.п.
Анализ государственных отчетов МЧС «О состоянии защиты населения и территорий Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» позволил определить территории Российской Федерации, которые чаще всего подвергаются опасным гидрологическим явлениям (ОГЯ), в частности обильным осадкам и затоплениям различного генезиса. К данным территориям относятся: Камчатский, Приморский, Хабаровский, Забайкальский, Красноярский края, Иркутская, Архангельская, Магаданская области, Республика Саха и Республика Коми.
Средний многолетний ущерб от наводнений оценивается в 41,6 млрд рублей в год (в ценах 2001 года) [4].
ТТМ входят в состав наземной инженерной разведки, целью которой является оценка фактической обстановки в зоне затопления, определения видов и объема работ по деблокированию и спасению пострадавших с последующей их эвакуацией, а также предупреждения возникновения вторичных поражающих факторов (пожары, обрушения зданий, загрязнение местности, оползни, обвалы). Необходимо также в процессе разведки установить состояние земляного полотна подъездных путей, их грузоподъемность и состояние мостов и тоннелей, возможность движения по ним транспортных средств.