По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 629.114.9

Применение дорожно-строительных машин в зонах затопления

Е. Р. Магдина аспирант, Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет, г. Санкт-Петербург, РФ
В. Н. Добромиров д.т.н, профессор, Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет, г. Санкт-Петербург, РФ

На территории Российской Федерации ежегодно происходит интенсивный кратковременный подъем уровня воды в реках, озерах, водохранилищах, связанный с опасными гидрологическими явлениями, такими как наводнения, паводки, половодья, заторы, зажоры и т.п. В связи с этим возникает необходимость применения дорожных транспортно-технологических машин для предупреждения и ликвидации последствий подъема уровня воды, а также для проведения аварийно-спасательных работ. Целью исследования являлось изучение динамики изменения количества чрезвычайных ситуаций (ЧС), вызываемых наводнениями, и анализ номенклатуры и технических характеристик дорожностроительных машин, привлекаемых для ликвидации последствий затоплений.

Литература:

1. Кичигина Н. В. Наводнения Сибири: географический и статистический анализ за период климатических изменений //Вестник Санкт-Петербургского университета. Науки о Земле. – 2021. – Т. 66. – №. 1. – С. 41-60.

2. Белоусова А. П. Оценка рисков подтопления территорий подземными водами при наводнениях //Водные ресурсы. – 2011. – Т. 38. – №. 1. – С. 30-38.

3. Акимов В.А., Лесных В.В., Соколов Ю.И. Риски катастрофических наводнений на территории России в начале XXI века: анализ и управление. Матер. конф. “Оценка и управление природными рисками. Риск 2003”. М.: Изд-во Рос. ун-та дружбы народов, 2003. Т. 1. С. 293-297.

4. О состоянии и об охране окружающей среды Российской Федерации в 2023 году. Проект Государственного доклада. – М.: Минприроды России; ООО «Интеллектуальная аналитика»; ФГБУ «Дирекция НТП»; Фонд экологического мониторинга и международного технологического сотрудничества, 2024. – 707 с.

5. Белоусова А. П. РИСК ПОДТОПЛЕНИЯ ТЕРРИТОРИЙ ПОДЗЕМНЫМИ ВОДАМИ ПРИ НАВОДНЕНИЯХ //Гидротехника. – 2014. – №. 2. – С. 37-43.

6. Способы и средства оборудования переправ [Электронный ресурс]. URL: https://pandia.ru/text/77/211/89971.php (дата обращения: 03.09.2022 ).

7. Ткачёв В. А., Нагорных А. В., Фихт А. Д. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА ПОДГОТОВКИ ТАНКА Т-72Б3 К ПРЕОДОЛЕНИЮ ВОДНОЙ ПРЕГРАДЫ //Наука и военная безопасность. – 2020. – №. 4. – С. 69-73.

8. Римова Л. З., Кугуракова В. В., Якушев Р. С. Разработка симуляционного приложения для моделирования разрушений от наводнений с многофакторным учётом //Электронные библиотеки. – 2016. – Т. 19. – №. 3. – С. 238-250

9. Магдина, Е. Р. Проблемные вопросы применения дорожностроительных машин в зонах затопления / Е. Р. Магдина, В. Н. Добромиров // Русский инженер. – 2023. – № 3(80). – С. 40-43.

10. Добромиров В. Н. Автомобили двойного назначения. Основы теории специальных свойств //М.: Изд. ООО" МП Глобал-Концепт. – 2000.

Наводнения, являясь наиболее распространенным типом чрезвычайных ситуаций (ЧС), характеризуются высокой частотой возникновения, значительной площадью затопления и существенным материальным ущербом. Ключевыми факторами, определяющими уровень опасности наводнений, являются их генезис (причины возникновения), периодичность, сила воздействия и масштабы причиняемого ущерба [1]. На рис. 1 приведена динамика зафиксированных ЧС природного характера, 2014-2023 гг.

Наводнения, как правило, представляют собой процесс затопления прибрежных территорий, расположенных вблизи рек и озер, что приводит к значительным материальным потерям, угрожает здоровью населения и может иметь трагические последствия, вплоть до гибели людей [2,3].

Причиной затопления могут быть следующие явления: половодье, паводок, затор, зажор, подтопление подземными водами и т.п.

Анализ государственных отчетов МЧС «О состоянии защиты населения и территорий Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» позволил определить территории Российской Федерации, которые чаще всего подвергаются опасным гидрологическим явлениям (ОГЯ), в частности обильным осадкам и затоплениям различного генезиса. К данным территориям относятся: Камчатский, Приморский, Хабаровский, Забайкальский, Красноярский края, Иркутская, Архангельская, Магаданская области, Республика Саха и Республика Коми.

Средний многолетний ущерб от наводнений оценивается в 41,6 млрд рублей в год (в ценах 2001 года) [4].

ТТМ входят в состав наземной инженерной разведки, целью которой является оценка фактической обстановки в зоне затопления, определения видов и объема работ по деблокированию и спасению пострадавших с последующей их эвакуацией, а также предупреждения возникновения вторичных поражающих факторов (пожары, обрушения зданий, загрязнение местности, оползни, обвалы). Необходимо также в процессе разведки установить состояние земляного полотна подъездных путей, их грузоподъемность и состояние мостов и тоннелей, возможность движения по ним транспортных средств.

Для Цитирования:
Е. Р. Магдина, В. Н. Добромиров, Применение дорожно-строительных машин в зонах затопления. Охрана труда и техника безопасности на автотранспортных предприятиях и в транспортных цехах. 2023;10.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала