Диапазон понимания концепции дизайн-мышления очень широк и включает междисциплинарные трактовки этой модели. Дизайн-мышление называют подходом к решению управленческих и организационных проблем, который подобен методам решения задач в профессиональном дизайне [4]. Более детально его определяют как особый процесс мышления, который проявляет себя в формах, конфигурациях и композициях функциональных моделей, в эстетических образах и способах совершения действий и направлен на создание новых решений в области продуктов, процессов, услуг или организационных изменений [6].
По мнению ряда экспертов, дизайн-мышление — это особая модель проведения исследований, в результате применения которой появляются различные альтернативы решений для поставленной задачи [11]. Дизайнмышление можно рассматривать и как инструмент допроектных этапов инновационного цикла, на которых в первую очередь важны процессы генерации новых идей, создания концепций и прототипов [1]. Дизайн-мышление можно также рассматривать как базовую методологию разработки решений с применением техник и методик созидательного творчества.
Процесс дизайн-мышления состоит из последовательных этапов и итерационных циклов. Наиболее проработанные модели дизайнмышления выполнены в Институте дизайна Стэнфордского университета (Hasso Plattner Institute of Design at Stanford University, США) и Школе предпринимательского дизайн-мышления (School of Entrepreneurial Design Thinking, Кобленц, Германия).
Концепция дизайн-мышления становится все более популярной и привлекательной в среде бизнес-сообщества, однако потенциал такого подхода к решению предпринимательских и административных задач пока полностью не раскрыт и системно не описан. На первый взгляд представляется, что дизайн-мышление и предпринимательство — это тематически далекие друг от друга дисциплины. Дизайн-мышление сфокусировано на креативном решении поставленной задачи и является инструментом поиска инновационных решений, в то время как целью предпринимательского подхода является внедрение и реализация инноваций для получения финансового результата и достижения стратегических целей организации. Некоторые исследователи даже говорят о «столкновении культур», когда речь идет о дизайнерской среде и нормах и моделях взаимоотношений среди управленцев [10]. Тем не менее между этими дисциплинами есть связующее звено — организационный дизайн. Однако методы исследования в дизайне основываются на экспериментировании и интуитивных догадках, в то время как социальные науки (к их числу относится предпринимательство) полагаются на прогнозные модели.