По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 658.5

Применение дизайн-мышления для разработки предпринимательских решений

Хомутский Д.Ю. канд. техн. наук, МВА, руководитель Центра инновационного менеджмента ВШКУ РАНХиГС, Юридический адрес: 119571, г. Москва, пр-т Вернадского, 82, стр. 1, Электронный адрес: dmitry.khomutsky@ariz.ru
Андреев Г.С. канд. психол. наук, д-р делового администрирования (DBА), независимый консультант

Процесс дизайн-мышления связан с созданием инноваций и является одним из инструментов решения сложных задач в области стратегического управления. В статье рассматривается модель дизайнмышления для проектирования предпринимательских решений, которая дополняет существующие подходы в предпринимательстве новыми элементами. Сформулированы основные аспекты сходства дизайн-мышления и предпринимательства и предложена характеристика всех этапов процесса в рамках рассматриваемой модели.

Литература:

1. Cruickshank L. The Innovation Dimension: Designing in a Broader Context. Design Issues, Spring, 2010, vol. 26, issue 2, pp. 17–26.

2. Dalglish Carol L. & Matthews, Judy H. Positive design and construction of mechanisms for the sustainable development in microenterprises in Africa. In Cooperrider, David & Avital, Michel (Eds.) Positive design and appreciative construction: from sustainable development to sustainable value. Emerald Group Publishing Inc., Bingley, U. K., 2010, pp. 297–317.

3. Dubberly H. How do you design? A compendium of models. San Francisco: Dubberly Design Office, 2004.

4. Dunne D., Martin R. Design thinking and how it will change management education: an interview and discussion. Academy of Management Learning and Education, 2006, vol. 5, no. 4, pp. 512–523.

5. Francis D.H., Sandberg W.R. Friendship within entrepreneurial teams and its association with team and venture performance. Entrepreneurship: Theory and Practice, 2000, vol. 25, issue 2, pp. 5–25.

6. Ilipinar G., Montana J., Spender J. C. Design thinking in the postmodern organization. Conference paper presented on the International Education Conference on Design Thinking, 2008.

7. Kirzner I.M. Entrepreneurial Discovery and the Competitive Market Process: An Austrian Approach. Journal of Economic Literature, vol. 35, issue 1, Mar., 1997, pp. 60–85.

8. Krueger Jr.N. F. What lies beneath? The experimental essence of entrepreneurial thinking. Entrepreneurship Theory and Practice, January, 2007, pp. 123–138.

9. Li M. Fostering Design Culture Through Cultivating the User-Designers» Design Thinking and Systems Thinking. Systemic Practice and Action Research, 2002, October, vol. 15, no. 5, pp. 385– 410.

10. O'Grady William. «Does Emergentism Have a Chance?», in H. Chan, H. Jacob, and E. Kapia (eds.), Proceedings of 32nd Annual Boston University Conference on Language Development. Sommerville, MA: Cascadilla Press, 2008, pp. 16–35.

11. Romme A.G. L. Making a difference: organization as design. Organization Science, 2003, vol. 14, no. 5, pp. 558–573.

12. Shane S., Venkataraman S. The promise of entrepreneurship as a field of research. Academy of Management Review, 2000, vol. 25, pp. 217– 226.

Диапазон понимания концепции дизайн-мышления очень широк и включает междисциплинарные трактовки этой модели. Дизайн-мышление называют подходом к решению управленческих и организационных проблем, который подобен методам решения задач в профессиональном дизайне [4]. Более детально его определяют как особый процесс мышления, который проявляет себя в формах, конфигурациях и композициях функциональных моделей, в эстетических образах и способах совершения действий и направлен на создание новых решений в области продуктов, процессов, услуг или организационных изменений [6].

По мнению ряда экспертов, дизайн-мышление — это особая модель проведения исследований, в результате применения которой появляются различные альтернативы решений для поставленной задачи [11]. Дизайнмышление можно рассматривать и как инструмент допроектных этапов инновационного цикла, на которых в первую очередь важны процессы генерации новых идей, создания концепций и прототипов [1]. Дизайн-мышление можно также рассматривать как базовую методологию разработки решений с применением техник и методик созидательного творчества.

Процесс дизайн-мышления состоит из последовательных этапов и итерационных циклов. Наиболее проработанные модели дизайнмышления выполнены в Институте дизайна Стэнфордского университета (Hasso Plattner Institute of Design at Stanford University, США) и Школе предпринимательского дизайн-мышления (School of Entrepreneurial Design Thinking, Кобленц, Германия).

Концепция дизайн-мышления становится все более популярной и привлекательной в среде бизнес-сообщества, однако потенциал такого подхода к решению предпринимательских и административных задач пока полностью не раскрыт и системно не описан. На первый взгляд представляется, что дизайн-мышление и предпринимательство — это тематически далекие друг от друга дисциплины. Дизайн-мышление сфокусировано на креативном решении поставленной задачи и является инструментом поиска инновационных решений, в то время как целью предпринимательского подхода является внедрение и реализация инноваций для получения финансового результата и достижения стратегических целей организации. Некоторые исследователи даже говорят о «столкновении культур», когда речь идет о дизайнерской среде и нормах и моделях взаимоотношений среди управленцев [10]. Тем не менее между этими дисциплинами есть связующее звено — организационный дизайн. Однако методы исследования в дизайне основываются на экспериментировании и интуитивных догадках, в то время как социальные науки (к их числу относится предпринимательство) полагаются на прогнозные модели.

Для Цитирования:
Хомутский Д.Ю., Андреев Г.С., Применение дизайн-мышления для разработки предпринимательских решений. Генеральный директор. Управление промышленным предприятием. 2017;3.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: