Безопасность музея в условиях складывающейся криминогенной обстановки невозможна без комплекса организационных и технических мер, без применения передовых методов и современных средств.
Государственный Эрмитаж на протяжении последних лет осваивает уникальный опыт проектирования, строительства и оборудования крупнейшего в стране музейного реставрационно-хранительского центра (Фондохранилища).
Одной из основных составляющих интегрированной системы безопасности является система охранной сигнализации, предназначенной для наблюдения за состоянием объектов. В самом общем случае она должна включать в себя не менее трех рубежей защиты. Однако музейный комплекс представляет собой объект со специфическими требованиями. Подобные объекты должны оборудоваться многоуровневыми интегрированными системами, которые являются удобным инструментом для полного контроля и мониторинга происходящего.
Охрана любого объекта начинается с его периметра. Этот самый первый рубеж защиты, и его оборудование существенно отличается от того, которое устанавливается внутри помещений, несмотря на некоторую схожесть в алгоритмах работы. Здесь значительную роль играет фактор внешней среды, наличие растительности и даже животного мира, климатическая среда и рельеф пространства. В подавляющем большинстве случаев попытки несанкционированного доступа в музей могут быть предотвращены уже на первом рубеже защиты. Для достижения этого результата на объекте применена система многолучевых инфракрасных барьеров с высокой надежностью обнаружения за счет функции подавления перекрестных помех и минимизации зон нечувствительности.
Вторым рубежом в построении системы охранной сигнализации является защита внутреннего объема музейных помещений. Охрана внутренних объемов осуществляется емкостными, звуковыми, магнитоконтактными, оптико-электронными пассивными и активными, вибрационными, ультразвуковыми, радиоволновыми и комбинированными извещателями. Применение типа защиты определяется поставленной задачей.