УДК: 635.64

Применение бактериальных препаратов при выращивании томатов

М. Фролова канд. хим. наук, ФГБОУ ВПО «Чувашская государственная сельскохозяйственная академия»

Результаты исследований показывают достоверную эффективность биопрепарата Триходермин, бактериальных азотного и фосфорного удобрений при возделывании томатов в условиях открытого грунта на серых лесных почвах Чувашской Республики.

1. Базилинская М. В. Биоудобрения / М. В. Базилинская. — М.: Агропромиздат, 1989. — 128 с.

2. Завалин А. А. Биопрепараты, удобрения и урожай / А. А. Завалин // Биопрепараты, удобрения и урожай. — М.: Изд-во ВНИИА, 2005. — 302 с.

3. Минеев В. Г. Агрохимия / В. Г. Минеев. — М.: Изд-во МГУ, 2004.

В условиях ухудшающегося экологического состояния окружающей среды и роста потребления сельскохозяйственной продукции становится проблематичной интенсификация естественного почвенного самоочищения от органических загрязнителей и повышение почвенного плодородия за счет традиционных систем управления. Поэтому на сегодняшний день на первый план выходит выявление экологически безопасных приемов растениеводства, которые опираются на биологические механизмы управления почвенным плодородием с наименьшими затратами и одновременным увеличением количества и качества получаемой продукции.

ГНУ «Всесоюзный научно-исследовательский институт сельскохозяйственной микробиологии» (ВНИИСХМ, Санкт-Петербург) предлагает к внедрению экологически чистые бактериальные удобрения на основе живых микроорганизмов, в частности, Триходермин, бактериальные азотные и фосфорные удобрения.

Триходермин — препарат, содержащий споры и мицелий грибка Trichoderma lignorum. Препарат выпускается в жидком виде и при обычных условиях хранится не более месяца, а также в виде субстрата (например, торфяного или смешанного со спорами или мицелием грибка) [1].

В целом, по оценкам исследователей, это высокоэффективный, экологически безопасный препарат против комплекса заболеваний овощных культур, высокая эффективность которого основана на трех принципах:

• y как антагонист грибов-патогенов, вызывающих заболевания растений закрытого и открытого грунта, таких как Fusarium oxysporum, который вызывает фузариозную гниль корней томата, Phytophthorain festans — фитофтороз, Botrytis cinerea — серая гниль, Rhizoctonia solani — черная ножка, и многих других возбудителей;
  • y как «синтезатор» почвы (за счет участия в процессах разложения органических компонентов, аммонификации и нитрификацусиливает мобилизацию фосфора и калия, а также способствует обогащению почвы подвижными питательными веществами;
  • y как генератор биологически активных веществ, которые стимулируют рост и развитие растений, повышая их стойкость к болезням, а также антибиотиков, подавляющих деятельность вредоносных бактерий [1].

Бактериальное азотное удобрение получено на основе почвенных микроорганизмов, которые тесно взаимодействуют с растениями и способных выполнять ряд функций, полезных для растений. В их число входят штаммы азотфиксирующих бактерий Azotobacterchro ococcum K-2, способные обогащать почву атмосферным азотом [2].

М. Фролова, Применение бактериальных препаратов при выращивании томатов. Овощеводство и тепличное хозяйство. 2016;7.