По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 657 - 08.00.12

Применение аналитических процедур при проведении аудита экономических субъектов с долей государственного участия

Егорова Ирина Сергеевна канд. экон. наук, доцент, доцент департамента учета, анализа и аудита, ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве РФ» Россия, 125993, Москва, Ленинградский просп., д. 49 ID 0000-0002-3355-6836, e-mail: eis-09@mail.ru

Статья посвящена особенностям применения аналитических процедур при проведении аудита экономических субъектов с долей государственного участия с целью выявления эффективности управления бюджетными средствами. Контроль за эффективным использованием государственных (бюджетных) средств является обязательной функцией управления общественными финансами. Подтверждая достоверность финансовой информации и законность финансово-хозяйственных операций, контроль обеспечивает оптимальное перераспределение финансовых средств между производственной и социальной сферами.

Литература:

1. Егорова, И.С. Аудит. Учебное пособие. — Москва, 2017. — 538 с.

2. Егорова, И.С. Аудит эффективности использования государственных средств: проблематика обеспечения экономической безопасности // Россия в XXI веке: глобальные вызовы и перспективы развития. Материалы Шестого Международного форума — секционные / под общ. ред. В.А. Цветкова. — 2017. — С. 174–176.

3. Егорова, И.С. Внутренний контроль и внутренний аудит — проблемы идентификации и практической реализации // Аудитор. — 2016. — № 11. — С. 17–26.

4. Егорова, И.С. Особенности аудита экономических субъектов с долей государственного участия // Аудит. — 2018. — № 6. — С. 11–14.

5. Егорова, И.С. Особенности аудита эффективности: проблемы идентификации и осуществления // Аудитор. — 2017. — № 1. — С. 29–36.

6. Егорова, И.С. Особенности методики аудита эффективности использования государственных средств // Аудит. — 2017. — № 12. — С. 23–28.

7. Егорова, И.С. Экономические субъекты с долей государственного участия: особенности и проблемы осуществления аудита эффективности // Аудитор. — 2018. — № 7. — С. 11–16.

8. Кеворкова, Ж.А. Организационные аспекты экспертно-аналитической деятельности в организациях государственного сектора // Бухгалтерский учет и налогообложение в бюджетных организациях. — 2019. — № 2. — С. 48–52.

9. Кеворкова, Ж.А. Экономическая экспертиза как инструмент контрольной деятельности учреждений государственного сектора // Экономика. Бизнес. Банки. — 2016. — № 4 (17). — С. 121–131.

Для выявления эффективности управления государственными (бюджетными) средствами в рамках проводимого аудита необходимо определиться с их идентификацией. В настоящее время можно выделить несколько проблем по идентификации экономических субъектов с долей государственного участия, а именно определение: величины доли государственного участия; вида организационно-правовой формы; вида проводимого аудита.

Статья 15 Федерального закона № 41-ФЗ1 содержит информацию об объектах внешнего государственного аудита (контроля), который осуществляется Счетной палатой. В то же время, определяя объекты контрольных мероприятий, необходимо отметить, что в настоящее время существует проблематика определения таких понятий, как «экономические субъекты государственного сектора» и «экономические субъекты с долей государственного участия». Согласно Федеральному закону № 402-ФЗ2 организации государственного сектора — государственные (муниципальные) учреждения, государственные органы, органы местного самоуправления, органы управления государственных внебюджетных фондов, органы управления территориальных государственных внебюджетных фондов. В то же время как в нормативно-правовых актах, так и в специальной литературе отсутствует единое определение экономических субъектов с долей государственного участия.

Федеральный закон № 261-ФЗ3 отмечает, что организации с участием государства или муниципального образования — это юридические лица, в уставных капиталах которых доля (вклад) Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования составляет более чем 50% и (или) в отношении которых Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование имеют право прямо или косвенно распоряжаться более чем 50% общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставные капиталы таких юридических лиц; государственные или муниципальные унитарные предприятия, государственные или муниципальные учреждения; государственные компании; государственные корпорации; юридические лица, имущество которых либо более чем 50% акций или долей в уставном капитале которых принадлежат государственным корпорациям. В других нормативных правовых актах при определении величины доли государственного участия наиболее часто встречаются идентификации: «доля государственной собственности более 25%», «доля государственной собственности более 50%»

Для Цитирования:
Егорова Ирина Сергеевна, Применение аналитических процедур при проведении аудита экономических субъектов с долей государственного участия. Бухгалтерский учет и налогообложение в бюджетных организациях. 2019;8.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: