По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 621.9

Причины разрушений зубчатых колес

А. П. Яковлева канд. техн. наук, доцент, МГТУ им. Н. Э. Баумана, Москва, е-mail: yakovleva525@mail.ru
Л. В. Савельева канд. техн. наук, доцент, МГТУ им. Н. Э. Баумана, Москва
В. А. Наумов МГТУ им. Н. Э. Баумана, Москва
С. Н. Шарапов МГТУ им. Н. Э. Баумана, Москва
Л. И. Бессуднов МГТУ им. Н. Э. Баумана, Москва

Рассматриваются основные причины разрушений зубчатых колес, способы их окончательной обработки. Доказано, что нагрузочная способность зубчатых колес определяется технологией их изготовления, и прежде всего технологическими методами, при которых окончательно формируются геометрические характеристики и физико-механические свойства поверхностного слоя.

Литература:

1. Папашев Д. Д., Пронин А. М., Кубышкин Л. Б. Эффективность упрочнения цементированных деталей машин // Вестник машиностроения. — 1990. — № 8. — С. 34–41.

2. Петрусевич А. И., Витенбург Ю. Р. Влияние приработки на сопротивление заеданию смазываемых шероховатых поверхностей при качении со скольжением // Вестник машиностроения. — 1978. — № 6. — С. 34–36.

3. Петрусевич А. И., Данилов В. Д. Влияние приработки контактирующих поверхностей на их противозадирную стойкость при качении со скольжением // Вестник машиностроения. — 1975. — № 5. — C. 12–19.

4. Большагин Н. П., Яковлева А. П. Точ ность сборки червячной передачи // Главный механик. — 2015. — № 7. — С. 36–39.

5. Яковлева А. П., Кравченко И. И. Влияние качества поверхности на нагрузочную способность зубчатых колес // Главный механик. — 2015. — № 10. — С. 36–40.

6. Паршиков О. Н., Яковлева А. П. Об работка стальных деталей электромеханическим методом // Главный механик. — 2014. — № 7. — С. 62–64.

7. Большагин Н. П., Яковлева А. П. Сборка червячной передачи // Авиационная промышленность. — 2015. — № 2.

8. Савельева Л. В., Павлов Е. Н. Анализ схемы базирования заготовки при установке в центрах // Главный механик. — 2015. — № 7. — С. 60–63.

9. Савельева Л. В. Установка заготовок низкой жесткости для технологического воздействия // Главный механик. — 2014. — № 6. — С. 34–39.

10. Брылёв А. В ., Марецкая В. В., Савельева Л. В. Обеспечение посадки с гарантированным зазором в соединениях в условиях инструментальной ограниченности // Сборка в машиностроении, приборостроении. — 2013. — № 9. — С. 34–39.

11. Савельева Л. В., Зайцев А. В. Технологичность конструкции призматической детали с окном // Главный механик. — 2015. — № 4–5. — С. 76–78.

Зубчатые колеса относятся к числу наиболее распространенных деталей современных машин. Они входят в конструкции двигателей внутреннего сгорания автомобилей, тракторов, сельхозмашин, самолетов, турбин, станков и во многие другие машины и изделия. В современных машинах преимущественное распространение получили зубчатые колеса с эвольвентным зацеплением. В основном их изготавливают из цементируемых (12Х2Н4А, 20X3МВФ и др.) и азотируемых (40ХНМА, 38ХМЮА и др.) сталей по стандартным техпроцессам: 1) зубофрезерование, ХТО (цементация), зубошлифование; 2) зубофрезерование, зубошлифование, азотирование. В зависимости от условий выполняемой работы и назначения к зубчатым передачам предъявляются следующие требования: высокая износостойкость рабочих поверхностей зубьев, достигаемая за счет применения высококачественных легированных сталей, термической и химико-термической обработки, механического упрочнения ППД, отделки поверхности; бесшумность и плавность работы, точность передачи движений, достигаемые точностью изготовления профиля зубьев, их отделкой и устранением эксцентричности зубчатых венцов; достаточный коэффициент полезного действия; высокая усталостная прочность зубьев, достигаемая их тщательной обработкой, термическим, механическим, термомеханическим упрочнением, отделкой. Перечисленные требования объясняются высокими окружными скоростями, контактными давлениями, изгибающими циклическими нагрузками.

Независимо от области применения зубчатых колес и условий их работы, типичными видами разрушения зубьев являются: износ, заедание, усталостный излом у основания зубьев и контактное выкрашивание. Основными причинами разрушения зубчатых колес тепловозов 2ТЭ10Л являются трещины у ножки зуба — 55 %, износ — 40, сколы зубьев — 5 % [1–6]. Одним из основных видов выхода из строя зубчатых колес авиационных передач и редукторов тепловозов является износ их рабочих поверхностей. По данным РЖД, нормативный ресурс работы зубчатых колес тяговых передач, соответствующий 1,8 млн км пробега, фактически равен для шестерен 600 тыс. км, а для колес — 820 тыс. км. Большинство шестерен силовых передач транспортных машин изготавливаются из хромоникелевых цементируемых сталей 12Х2Н4А, 20ХНЗА, 20ХЗМВФ и др. Эти шестерни подвергаются сложной термической обработке, включающей цементацию, закалку и низкий отпуск. Для таких легированных сталей характерно наличие после закалки большого количества остаточного аустенита (50–60 %), что снижает твердость и, как результат, износостойкость и контактную прочность. Рассмотрим подробнее основные виды разрушений зубчатых колес.

Для Цитирования:
А. П. Яковлева, Л. В. Савельева, В. А. Наумов, С. Н. Шарапов, Л. И. Бессуднов, Причины разрушений зубчатых колес. Сельскохозяйственная техника: обслуживание и ремонт. 2022;4.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: