По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 621.9

Причины разрушений зубчатых колес

Яковлева А. П. канд. техн. наук, доцент, МГТУ им. Н. Э. Баумана, 105005, Москва, 2-я Бауманская ул., д. 5, E-mail: yakovleva525@mail.ru
Савельева Л. В. канд. техн. наук, доцент, МГТУ им. Н. Э. Баумана, 105005, Москва, 2-я Бауманская ул., д. 5
Наумов В. А. МГТУ им. Н. Э. Баумана, 105005, Москва, 2-я Бауманская ул., д. 5
Шарапов С. Н. МГТУ им. Н. Э. Баумана, 105005, Москва, 2-я Бауманская ул., д. 5
Бессуднов Л. И. МГТУ им. Н. Э. Баумана, 105005, Москва, 2-я Бауманская ул., д. 5

Рассматриваются основные причины разрушений зубчатых колес, способы их окончательной обработки. Доказано, что нагрузочная способность зубчатых колес определяется технологией их изготовления, и прежде всего технологическими методами, при которых окончательно формируются геометрические характеристики и физико-механические свойства поверхностного слоя.

Литература:

1. Папашев Д. Д., Пронин А. М., Кубышкин Л. Б. Эффективность упрочнения цементированных деталей машин // Вестник машиностроения. — 1990. — № 8. — С. 34–41.

2. Петрусевич А. И., Витенбург Ю. Р. Влияние приработки на сопротивление заеданию смазываемых шероховатых поверхностей при качении со скольжением // Вестник машиностроения. — 1978. — № 6. — С. 34–36.

3. Петрусевич А. И., Данилов В. Д. Влияние приработки контактирующих поверхностей на их противозадирную стойкость при качении со скольжением // Вестник машиностроения. — 1975. — № 5. — C.12–l9.

4. Большагин Н. П., Яковлева А. П. Точность сборки червячной передачи // Главный механик. — 2015. — № 7. — С. 36–39.

5. Яковлева А. П., Кравченко И. И. Влияние качества поверхности на нагрузочную способность зубчатых колес // Главный механик. — 2015. — № 10. — С. 36–40.

6. Паршиков О. Н., Яковлева А. П. Обработка стальных деталей электромеханическим методом // Главный механик. — 2014. — № 7. — С. 62–64.

7. Большагин Н. П., Яковлева А. П. Сборка червячной передачи // Авиационная промышленность. — 2015. — № 2.

8. Савельева Л. В., Павлов Е. Н. Анализ схемы базирования заготовки при установке в центрах // Главный механик. — 2015. — № 7. — С. 60–63.

9. Савельева Л. В. Установка заготовок низкой жесткости для технологического воздействия // Главный механик. — 2014. — № 6. — С. 34–39.

10. Брылёв А. В., Марецкая В. В., Савельева Л. В. Обеспечение посадки с гарантированным зазором в соединениях в условиях инструментальной ограниченности // Сборка в машиностроении, приборостроении. — 2013. — № 9. — С. 34–39.

11. Савельева Л. В., Зайцев А. В. Технологичность конструкции призматической детали с окном // Главный механик. — 2015. — № 4–5. — С. 76–78.

Зубчатые колеса относятся к числу наиболее распространенных деталей современных машин. Они входят в конструкции двигателей внутреннего сгорания автомобилей, тракторов, сельхозмашин, самолетов, турбин, станков и во многие другие машины и изделия. В современных машинах преимущественное распространение получили зубчатые колеса с эвольвентным зацеплением. В основном их изготавливают из цементируемых (12Х2Н4А, 20X3МВФ и др.) и азотируемых (40ХНМА, 38ХМЮА и др.) сталей по стандартным техпроцессам: 1) зубофрезерование, ХТО (цементация), зубошлифование; 2) зубофрезерование, зубошлифование, азотирование. В зависимости от условий выполняемой работы и назначения к зубчатым передачам предъявляются следующие требования: высокая износостойкость рабочих поверхностей зубьев, достигаемая за счет применения высококачественных легированных сталей, термической и химико-термической обработки, механического упрочнения ППД, отделки поверхности; бесшумность и плавность работы, точность передачи движений, достигаемые точностью изготовления профиля зубьев, их отделкой и устранением эксцентричности зубчатых венцов; достаточный коэффициент полезного действия; высокая усталостная прочность зубьев, достигаемая их тщательной обработкой, термическим, механическим, термомеханическим упрочнением, отделкой. Перечисленные требования объясняются высокими окружными скоростями, контактными давлениями, изгибающими циклическими нагрузками. висимо от области применения зубчатых колес и условий их работы, типичными видами разрушения зубьев являются: износ, заедание, усталостный излом у основания зубьев и контактное выкрашивание. Основными причинами разрушения зубчатых колес тепловозов 2ТЭ10Л являются трещины у ножки зуба — 55 %, износ — 40 %, сколы зубьев — 5 % [1–6]. Одним из основных видов выхода из строя зубчатых колес авиационных передач и редукторов тепловозов является износ их рабочих поверхностей. По данным РЖД, нормативный ресурс работы зубчатых колес тяговых передач, соответствующий 1,8 млн км пробега, фактически равен для шестерен 600 тыс. км, а для колес — 820 тыс. км. Большинство шестерен силовых передач транспортных машин изготавливаются из хромоникелевых цементируемых сталей 12Х2Н4А, 20ХНЗА, 20ХЗМВФ и др. Эти шестерни подвергаются сложной термической обработке, включающей цементацию, закалку и низкий отпуск. Для таких легированных сталей характерно наличие после закалки большого количества остаточного аустенита (50–60 %), что снижает твердость и как результат износостойкость и контактную прочность. Рассмотрим подробнее основные виды разрушений зубчатых колес.

Для Цитирования:
Яковлева А. П., Савельева Л. В., Наумов В. А., Шарапов С. Н., Бессуднов Л. И., Причины разрушений зубчатых колес. Сельскохозяйственная техника: обслуживание и ремонт. 2020;12.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: