В это понятие входит умышленный обман потребителей путем замены ингредиентов обычно на более дешевые, а также использования добавок, удерживающих влагу и увеличивающих массу продукта (при этом эти ингредиенты и добавки, естественно, не указываются в составе). Среди выявленных случаев фальсификации мясной продукции наиболее распространены:
- Замена мяса коллагеновым белком и его добавление в качестве стабилизатора. Коллагеновый белок, получаемый при переработке сухожилий, фасций, кожи животных, неполноценен по аминокислотному составу и при этом гораздо дешевле мяса.
- Замена мяса соевым белком. Этот ингредиент хоть и не уступает белку мяса по аминокислотному составу, но также гораздо дешевле мяса. Кроме того, для многих потребителей наличие или отсутствие сои в продукте является принципиальным (например, для лиц с аллергией на сою).
- Замена говядины и свинины на
более дешевое мясо кур, в том числе
на еще более дешевое мясо птицы
механической обвалки. Последнее к
тому же является неполноценным по
пищевой ценности сырьем.
- Добавление влагоудерживающих и желирующих агентов растительного происхождения. Это делают
с целью улучшить вкусовые характеристики продукции и увеличить
содержание влаги в продукции, а значит, и ее вес. Сами добавки безвредны, но использование их, особенно
без указания в маркировке, является
обманом потребителя.
- Использование с той же целью
(увеличить содержание влаги в продукции) фосфатов. Последние, при
избыточном поступлении с пищей,
нарушают баланс фосфора и кальция
в организме, что может приводить к
нарушению обмена кальция.
- Использование красителей,
растительной клетчатки, крахмала,
глутамата и глюконо-дельта-лактона.
Все это также позволяет снизить себестоимость продукции, замаскировав
невысокое качество сырья.
- Использование «ГОСТированных», придуманных названий — умышленная мимикрия под
ГОСТовскую продукцию с целью
повысить доверие к ней покупателей.
- Маскировка продуктов под
детские — использование названий
и изображений детской тематики в
маркировке и дизайне упаковки продуктов, которые на самом деле не
предназначены для детского питания.
- Применение в маркировке изображений, которые вводят потребителя в заблуждение относительно
наименования или состава продукта.
Часть нарушений, в том числе и перечисленных выше, напрямую влияет на пищевую ценность продукта, а значит, и на его качество. К ним можно отнести: