Одним из основных функциональных элементов механического оборудования является зубчатое зацепление, используемое для изменения параметров движения — крутящего момента и направления вращения. Крупномодульные зубчатые колеса металлургических машин характеризуются индивидуальностью изготовления, передачей значительных крутящих моментов, относительно низкой частотой вращения и др. Иногда эти передачи имеют возможность реверсирования, иногда подвержены абразивному износу, иногда — переменным динамическим нагрузкам и влияниям других факторов, которые необходимо рассматривать в комплексе конкретных условий эксплуатации [1, 2, 3]. Основное требование — высокая безотказность и долговечность, что обеспечивает непрерывность технологического процесса, реализуемого комплексом металлургических машин [4].
Многие зубчатые передачи редукторов подъема металлургических кранов, шестеренных валков и редукторов их привода, вращающихся распределителей шихты, скиповых лебедок и др. механизмов находятся в непрерывной эксплуатации несколько десятилетий. Другие проходят плановую замену при проведении капитальных ремонтов, но есть передачи, выход из строя которых является неожиданностью для ремонтной службы. В этом случае необходимо установить и устранить причину поломки. Некоторые наблюдения в последовательности определения причин неисправностей и форм их проявления относительно крупномодульных зубчатых колес машин горно-металлургического комплекса приведены в работе. Основная цель — определить вопросы, необходимые для решения задач моделирования развития неисправностей в условиях промышленной эксплуатации.
Классификация причин отказов, приведенная в работах Ловчиновского Э. В. [5], включает три группы причин: ошибки при конструировании, технологические отклонения при изготовлении и нарушения условий эксплуатации. Определение причин возникновения повреждений (моделирование) требует решения простой задачи — найти логическую связь между зафиксированным разрушением и физическими процессами нагружения при работе зубчатой передачи. Например, несоответствие между исходными данными при расчете с фактическими условиями.