Согласно ст. 75 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды устанавливается имущественная, дисциплинарная, административная и уголовная ответственность в соответствии с законодательством.
Привлечение виновного лица к ответственности за нарушения водного, земельного законодательства не освобождает его от обязанности устранить допущенное нарушение и возместить причиненный им вред (ч. 2 ст. 74 Земельного кодекса Российской Федерации от 25.10.2001 № 136-ФЗ, ч. 2 ст. 68 Водного кодекса Российской Федерации от 03.06.2006 № 74-ФЗ).
Для предъявления требований (а в дальнейшем и судебных исков) о возмещении ущерба, причиненного объектам окружающей среды, должностным лицам органов государственной власти достаточно, по их мнению, выявить факт нарушения законодательства в области охраны окружающей среды (к примеру, осуществляется сверхнормативный сброс вредных (загрязняющих) веществ в составе сточных вод в водный объект, земельный участок захламлен отходами производства и потребления, и т.п.).
По результатам проведенной проверки или дела об административном правонарушении лицо, может быть привлечено к административной ответственности, предусмотренной ст. 7.6, 8.2, 8.6, 8.13, 8.14, 8.38 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (далее — КоАП РФ).
При привлечении к административной ответственности природопользователей должностные лица государственных органов рассчитывают на то, что природопользователь не будет оспаривать постановление, которым назначен минимальный административный штраф, и, соответственно, добровольно его оплатит. В свою очередь, природопользователь, в попытке быстрее освободиться от неприятной административной процедуры, оплачивает минимальный административный штраф в добровольном порядке, полагая, что тем самым он понесет минимальные убытки. Подобное поведение является грубой ошибкой.
Стоит отметить, что государственные органы считают достаточным для формирования доказательственной базы требования об уплате суммы ущерба, причиненного водному объекту, факт вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания, к которому природопользователь не зафиксировал каких-либо возражений, а также факт добровольной оплаты природопользователем административного штрафа.