В фокусе исследования — чувства российской молодежи по отношению к историческим событиям и их взаимосвязь с ценностными ориентациями. В психологии, как отмечают авторы, отношение к различным событиям может измеряться не только в контексте непосредственного отношения, но и с точки зрения эмоций, вызываемых этими событиями. «Эмоции сильно связаны с идентичностью человека и необходимостью поддерживать ее позитивной», — пишут ученые.
Респондентам предлагалось оценить, вызывает ли то или иное событие чувство гордости или стыда, по пятибалльной шкале. Данная методика, как отмечают авторы, была выбрана, поскольку содержит в себе как известные исторические события, так и текущую повестку.
Результаты исследования показали, что для молодежи наиболее важными причинами для гордости за свою страну являются: великая русская литература, победа в Великой Отечественной войне, ведущая роль страны в освоении космоса. Это, как отмечают авторы, соотносится с результатами социологических опросов «Левада-Центра» (включен в реестр НКО, выполняющих функции иноагента) по общей выборке. Но у молодежи есть отличия от общей выборки в плане приоритизации причин для гордости. Так, на первом месте стоит великая русская литература, тогда как по общей выборке — победа в ВОВ и возвращение Крыма в состав России.
Различия между молодежью и общей выборкой выявились и в контексте приоритизации причин для стыда. Более всего молодые россияне стыдятся грубости нравов и хамства, бедности и репрессий в 1920–1950-е гг., тогда как по общей выборке вместо репрессий в качестве важной причины для стыда выступает разрушение СССР. Для молодежи же это одна из наименее важных причин. Авторы объясняют это тем, что сегодняшние студенты, не жившие в эпоху СССР, не считают его разрушение большим событием, в отличие от старших поколений. Поэтому они способны более отстраненно смотреть на историю СССР и более трезво относиться к репрессиям этого периода.
В целом за последние 10 лет исследователи фиксируют в России повышение значимости ценности универсализма (толерантности, заботы о других, заботы о природе).