Патент 2 690 426 , МПК E02B 3/06. Авторы: Бычковский С. Д., Капустин М. М., Курыпов А. А., Мороз Л. Р., Соколов А. В., Фальковский Е. В., Филиппов В. В. Патентообладатель: Общество с ограниченной ответственностью «Научно-исследовательский институт мостов и гидротехнических сооружений»
Данное конструкторское решение при реализации не требует создания сложных и дорогостоящих стендов для изготовления элементов на берегу и применения техники большой (100–200 т) грузоподъемности для их транспортировки, а также сложных и времяемких монтажных операций на воде. Причальная набережная (пирс) вертикального типа включает шпунтовые панели лицевой стенки 1, анкерную систему и грунтзаполнитель 4. Шпунтовые панели 1 имеют тавровое сечение, оснащены по краям и таврам шпунтовыми замками 2. Анкерная система выполнена в виде гибкого прямоугольного полотнища 3, например, из листовой стали, полимерного композитного холста, со шпунтовыми замками 2 по двум противоположным сторонам, прикрепленного к замкам тавров панелей лицевой стенки. Грунт 4, при заполнении пространства между лицевыми панелями 1 и полотнищем 3, образует замкнутую вертикальную цилиндрическую обойму со спрямленной лицевой стороной, обеспечивая тем самым устойчивость шпунтовым панелям лицевой стенки и всему блоку в целом, в том числе и при сооружении пирса на открытой акватории в период между штормами.
Целью предлагаемого изобретения является снижение материалоемкости сооружения и трудозатрат при его возведении, а также обеспечение возможности строительства в условиях открытой, не защищенной от воздействия волн, акватории.
В предлагаемой причальной набережной вертикального типа лицевая стенка образуется шпунтовыми панелями, оснащенными шпунтовыми замками по бокам, при этом шпунтовые панели имеют тавровое сечение, с таврами, обращенными в сторону грунта и оснащенными дополнительно шпунтовыми замками. К этим замкам крепятся гибкие полотнища, также оснащенные шпунтовыми замками по двум сторонам. Соединенные с полотнищем панели лицевой стенки образуют замкнутую полость, при заполнении ее грунтом с последующим уплотнением формируется анкерная система (элемент причальной набережной) — вертикальная цилиндрическая оболочка со спрямленной лицевой стороной, обеспеченная необходимой устойчивостью. Анкерная система, таким образом, одновременно является и лицевой стенкой, что снижает материалоемкость сооружения и трудозатраты при его возведении. В такой оболочке при возможных штормах грунт-заполнитель защищен от размыва, сохраняя целостность конструкции. Данное конструкторское решение при реализации не требует создания сложных стендов для изготовления основных несущих элементов и техники повышенной грузоподъемности, так как вес наиболее тяжелого элемента конструкции — шпунтовой панели в железобетонном варианте для глубин 8,5–9 м не превышает 32 т, а вес полотнища со шпунтовыми замками и крепежом около 0,5 т. Таким образом, если на берегу собрать элемент причальной набережной, состоящий из двух шпунтовых па нелей и одного полотнища, то суммарный вес такого элемента конструкции составит не более 64,5 т и его можно доставить плавучим краном и сразу установить в проектное положение, а затем произвести засыпку грунта условиях открытой акватории.