Избавиться от мусора нельзя, но обезопасить его можно. В России традиционные свалки постепенно замещаются оборудованными полигонами с дренажными системами и возможностью очистки стоков. Сточные воды — находка для инноваторов: изобилие специфических ниш, большое число потребителей и разнообразие возможных технических решений послужили основой для создания множества компаний. Одна из них — владимирское ЗАО «Баромембранная технология» (БМТ), которое специализируется на проектировании, изготовлении и внедрении водоочистного оборудования.
Компания для такого раздробленного рынка довольна большая: она занимает, по собственной оценке, более 10%, а ее выручка достигла в 2013 году 388 млн руб. Занимаясь технологиями очистки с начала 2000-х, она накопила большой опыт, получила 27 патентов на собственные разработки. Однако заняться полигонными водами решилась не сразу — это одни из самых грязных стоков, они насыщены токсичными соединениями, трудноокисляемыми органическими примесями и крайне сложны в очистке. Освоить новое направление помогло сотрудничество с кафедрой экологии Владимирского государственного университета.
Сотрудничество БМТ и ВлГУ началось еще в 2008 году, когда компания изготовила автоматизированный технологический комплекс по мембранному разделению, который университет использует для учебных и исследовательских целей. Это, кстати, был не единственный опыт работы БМТ с университетами. По заказу Генуэзского университета в рамках финасируемого ЕС проекта Tempus Netwater (Network for Master Training in Technologies of Water Resources Management) компания обеспечила мембранными пилотными установками также МГТУ им. Н. Э. Баумана, Тамбовский ГТУ, Уральский ФУ им. Б.Н. Ельцина.
Выиграть минобровский конкурс БМТ и ВлГУ удалось не сразу. «Нашу заявку по конкурсу в рамках Постановления №218 одобрили лишь с третьей попытки. Первые два конкурса мы набирались опыта написания многообещающих заявок, да и проекты-конкуренты, возможно, были более достойные», — признается заместитель коммерческого директора БМТ Александр Сенатов. Но усилия того стоили: 90 млн руб. субсидии, покрывшие половину стоимости разработки, надежно скрепили взаимный интерес университета и инновационной компании.