Геодезическое обеспечение транспортной сферы выполняется в следующих основных направлениях: проектирование транспортных объектов, транспортное строительство пути, строительство мостов и туннелей, обеспечение функционирования ЖД, обеспечение ремонтных работ и корректировки, решения задач полосы отвода и охранных зон. Поскольку транспорт достаточно широкое понятие, рассмотрим применение геодезического обеспечения на РЖД. Российские железные дороги в настоящее время осуществляют около 20% грузооборота от всех железных дорог мира.
В сфере пассажирооборота эта цифра меньше, но тоже значительна. РДЖ реализуют 10% мирового пассажирооборота. Это обусловлено тем, что пассажиропоток является внутренним, а грузооборот в значительной степени является внешним по направлению запад-восток. Это выделяет направление геодезического обеспечения, связанного с поддержкой функционирования ритма РЖД. Одной из современных задач мирового развития ЖД является переход на цифровые методы контроля, проектирования и эксплуатации железных дорог. Это делает актуальным применение методов геодезического цифрового моделирования, которое является составной частью геодезического обеспечения.
Основой перехода на цифровые методы в РЖД являются автоматизированные технологии геодезических работ и методов геоинформатики. Эти технологии входят в геодезическое обеспечение. Железные дороги являются комплексом, который рассматривают как сложные технические системы, как геотехнические системы [1], как сложные организационно технические системы [2]. Это определяет комплексность геодезического обеспечения, которое должно включать не только измерительные технологии, но и технологии моделирования, проектирования и поиска оптимальных решений, включая управленческие. РЖД подвержена воздействию природно-климатических факторов, которые влияют на ее состояние и функционирование. Для обеспечения безопасности движения необходим контроль технического состояния железных дорог, в котором важнейшее место занимает геодезическое обеспечение [3].