По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 528.02; 528.06

Приборы определения пространственного положения на транспорте

Ознамец В.В. Московский государственный университет геодезии и картографии (МИИГАиК), Гороховский пер., 4, Москва, Россия, Е-mail: voznam@miigik.ru

Статья анализирует конструкции приборов определения пространственного положения на транспорте. Статья показывает зависимость между скоростным движением и повышением точности измерений. Выделено направление железных дорог. Показана диверсификация геодезического обеспечения на транспорте. Статья показывает многовариантность технологий геодезического обеспечения на транспорте.

Литература:

1. Цветков В.Я., Кужелев П.Д. Железная дорога как геотехническая система // Успехи современного естествознания. — 2009. — № 4. — С. 52.

2. Буравцев А.В. Цифровая железная дорога как сложная организационно-техническая система // Наука и технологии железных дорог. — 2018. — № 1 (5). — С. 69–79.

3. Булгаков С.В. Развитие методов геодезического обеспечения железной дороги // Наука и технологии железных дорог. — 2018. — № 2 (6).

4. Ознамец В.В., Цветков В.Я. Геомониторинг: Монография. — М.: МАКС Пресс, 2018. — 112 с. ISBN 978‑5‑317‑05771‑8.

5. Цветков В.Я. Геоинформационный мониторинг // Известия вузов. Геодезия и аэрофотосъемка. — 2005. — № 5. — С. 151–155.

6. Журавлева Н.А. Влияние скоростного режима перевозок на величину железнодорожного тарифа // ЭТАП: экономическая теория, анализ, практика. — 2014. — № 4.

7. Попович М.В., Волковойнов Б.Г., Атаманюк А.В. Обеспечение стабильности железнодорожного пути путевыми машинами после глубокой очистки балластного слоя // Транспорт Российской Федерации. Журнал о науке, практике, экономике. — 2008. — № 6 (19).

8. Верескун В.Д., Воробьев В.С., Щербаков В.В. Оценка надежности системы управления выправкой пути на базе глобальных навигационных спутниковых систем // Вестник Ростовского государственного университета путей сообщения. — 2009. — №. 4. — С. 53–56.

9. Сычев В.П. Об автоматизированной системе технического обслуживания железнодорожного пути // Вестник научно-исследовательского института железнодорожного транспорта. — 2012. — №. 3. — С. 49–52.

10. Цветков В.Я. Модель геоданных для управления транспортом // Успехи современного естествознания. — 2009. — № 4. — С. 50–51.

11. Розенберг И.Н., Цветков В.Я. Координатные системы в геоинформатике. — МГУПС, 2009. — 67 с.

12. Щербаков В.В., Бунцев И.А., Щербаков И.В. и др. Разработка систем автоматизированного управления выправкой пути на базе ГНСС О // Интерэкспо ГЕО-Сибирь-2015: XI Междунар. науч. конгр.; Междунар. науч. конф. «Геодезия, геоинформатика, картография, маркшейдерия»: сб. материалов в 2 т., Новосибирск, 13– 25 апр. 2015 г. — Новосибирск: СГУГиТ, 2015. — Т. 2. — С. 113–118.

13. Замышляев А.М. Эволюция цифрового моделирования // Наука и технологии железных дорог. — 2017. — № 1 (1). — С. 82–91.

14. Савиных В.П., Соловьёв И.В., Цветков В.Я. Развитие национальной инфраструктуры пространственных данных на основе развития картографо-геодезического фонда Российской Федерации // Известия вузов. Геодезия и аэрофотосъемка. — 2011. — № 5. — С. 85–91.

15. Цветков В.Я. Информационно-измерительные системы и технологии в геоинформатике. — М.: МАКСПресс, 2016. — 94 с. ISBN 978‑5‑317‑05117‑4.

16. Дышленко С.Г. Пространственные задачи определения координат объектов железнодорожного транспорта // Наука и технологии железных дорог. — 2017. — № 2 (2). — С. 31–38.

17. Назаров Д.Г. Опыт применения мобильно-навигационно-сканерных систем на объектах железнодорожного транспорта //Автоматика на транспорте. — 2016. — Т. 2. — № 4. — С. 23–25.

18. Ханиг В. Путеизмерительный вагон ЕМ250г // Железные дороги мира. — 2005. — № 8. — Режим доступа: http://www.css-rzd.ru/zdm/arc. htm. Дата просмотра: 18.02.2018.

19. Малеев Е.Г. Вопросы организации высокоскоростного движения на железных дорогах // Технологии XXI века: проблемы и перспективы развития. — Сборник статей Международной научно-практической конференции. — 2016. — С. 108.

20. Правила технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации: ЦРБ-756 / МПС РФ. — М.: Транспорт, 2002. — 189 с.

21. Охотников А.Л. Геоинформационный мониторинг транспортных объектов // Наука и технологии железных дорог. — 2017. — № 3 (3). — С. 35–47.

22. Бондур В.Г., Лёвин Б.А., Розенберг И.Н., Цветков В.Я. Космический мониторинг транспортных объектов. Учеб. пособие. — М.: МГУПС (МИИТ), 2015. — 72 с.

23. Лёвин Б.А. Комплексный мониторинг транспортной инфраструктуры // Наука и технологии железных дорог. — 2017. — № 1 (1). — С. 14–21.

24. Ознамец В.В. Геомониторинг на транспорте с использованием БПЛА // Наука и технологии железных дорог. — 2018. — № 1 (5). — С. 43–53.

25. Жидов В.М. Обоснование комплексирования спутниковых и инерциальных измерений для съемки железнодорожных путей/ Геодезия и картография. — 2010. — № 11. — С. 10–12.

26. http://www.ambergtechnologies. ch/en/products/rail-surveying/grp-system-fx/ Дата просмотра: 18.02.2018.

27. Самратов У.Д., Сакович Л.А., Кривдин Д.Г. О точности определения геометрических параметров железнодорожного пути с помощью АПК // Геопрофи. — 2007. — № 6. — С. 28–32.

28. Цветков В.Я. Геоинформационное моделирование // Информационные технологии. — 1999. — № 3. — С. 23–27.

29. Куприянов А.О. Цифровое моделирование при проектировании и мониторинге трасс // Наука и технологии железных дорог. — 2017. — № 1 (1). — С. 70–81.

30. Данилов К.В., Капустин Н.И. Технологии Big Data в железнодорожной отрасли и инфраструктуры // Наука и технологии железных дорог. — 2017. — № 4 (4). — С. 25–33.

Геодезическое обеспечение транспортной сферы выполняется в следующих основных направлениях: проектирование транспортных объектов, транспортное строительство пути, строительство мостов и туннелей, обеспечение функционирования ЖД, обеспечение ремонтных работ и корректировки, решения задач полосы отвода и охранных зон. Поскольку транспорт достаточно широкое понятие, рассмотрим применение геодезического обеспечения на РЖД. Российские железные дороги в настоящее время осуществляют около 20% грузооборота от всех железных дорог мира.

В сфере пассажирооборота эта цифра меньше, но тоже значительна. РДЖ реализуют 10% мирового пассажирооборота. Это обусловлено тем, что пассажиропоток является внутренним, а грузооборот в значительной степени является внешним по направлению запад-восток. Это выделяет направление геодезического обеспечения, связанного с поддержкой функционирования ритма РЖД. Одной из современных задач мирового развития ЖД является переход на цифровые методы контроля, проектирования и эксплуатации железных дорог. Это делает актуальным применение методов геодезического цифрового моделирования, которое является составной частью геодезического обеспечения.

Основой перехода на цифровые методы в РЖД являются автоматизированные технологии геодезических работ и методов геоинформатики. Эти технологии входят в геодезическое обеспечение. Железные дороги являются комплексом, который рассматривают как сложные технические системы, как геотехнические системы [1], как сложные организационно технические системы [2]. Это определяет комплексность геодезического обеспечения, которое должно включать не только измерительные технологии, но и технологии моделирования, проектирования и поиска оптимальных решений, включая управленческие. РЖД подвержена воздействию природно-климатических факторов, которые влияют на ее состояние и функционирование. Для обеспечения безопасности движения необходим контроль технического состояния железных дорог, в котором важнейшее место занимает геодезическое обеспечение [3].

Для Цитирования:
Ознамец В.В., Приборы определения пространственного положения на транспорте. Конструкторское Бюро. 2018;6.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: