В России уже почти 20 лет находит широкое применение щебеночно-мастичный асфальтобетон (ЩМА). Дорожное покрытие с применением ЩМА выдерживает высокую грузонапряженность, но требует особенной технологии укладки [4]. Востребованность данной смеси объясняется ее транспортно-эксплуатационными особенностями. Они включают в себя сопротивление внешним воздействиям, комфортабельные и безопасные ездовые качества, стабильность и долговечность слоя и пр.
В технических пособиях и справочниках [4, 5] наиболее часто отмечаются следующие положительные эксплуатационные показатели покрытий из щебеночно-мастичного асфальтобетона:
– сдвигоустойчивость при высоких температурах эксплуатации;
– шероховатая текстура поверхности и хорошее сцепление с колесом автомобиля;
– высокая износостойкость к действию шипованных шин;
– водонепроницаемость;
– трещиностойкость при деформациях покрытия и при механических воздействиях транспорта;
– устойчивость к старению.
Щебеночно-мастичный асфальтобетон характеризуется повышенным содержанием битума и щебня (до 80 и 7,5 % соответственно по весу), имеющим 1 % остаточной пористости. ЩМА также отличается тем, что в состав входят стабилизирующие волокнистые примеси, которые удерживают на поверхности щебня такое количество битума на стадии производства работ. Приготовление и укладка смеси не требует специального оборудования, но для дозирования добавки и агрегата подачи необходимы дополнительные устройства. Смесь механизированным способом укладывается тонкими слоями, снижая удельный расход щебеночномастичного асфальтобетона на квадратный метр. В этом заключается его оригинальный компонентный состав. ЩМА готовится из дорогостоящего исходного сырья, тем не менее он выгоднее традиционного асфальтобетона. Низкий уровень расходов на содержание покрытия и ремонт является достоинством ЩМА.
Для верхних замыкающих слоев дорожных покрытий важны выше изложенные преимущества, предопределяющие применение ЩМА на аэродромах, автомагистралях,городских улицах с высокой плотностью движения.