По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 378.147

Преподавательский дизайн в медицинском вузе

Помелова Людмила Александровна кандидат медицинских наук, доцент, ученый секретарь кафедры госпитальной хирургии № 1 Первого МГМУ им. И.М. Сеченова, E-mail: Lyu-pomelova@yandex.ru
Шевелев Игорь Ильич кандидат медицинских наук, доцент, завуч кафедры сердечно-сосудистой хирургии № 1 им. академика Б.В. Петровского Первого МГМУ им. И.М. Сеченова, E-mail: igor.iishevelev@yandex.ru
Шурупова Раиса Викторовна доктор социологических наук, кандидат педагогических наук, профессор кафедры теории и технологии обучения в высшей школе, ведущий научный сотрудник НИИ социологии медицины, экономики здравоохранения и медицинского страхования Первого МГМУ им. И.М. Сеченова, E-mail: akraisa@gmail.com
Посудневский Владимир Иванович кандидат медицинских наук, доцент, завуч кафедры госпитальной хирургии № 1 Первого МГМУ им. И.М. Сеченова

Авторы полагают, что, используя различные современные технологии преподавательского дизайна, преподаватель медицинского вуза сможет обеспечить такое качество подготовки выпускников высшей медицинской школы и слушателей системы дополнительного профессионального образования, которое будет соответствовать новым стандартам высшего медицинского образования и высокой конкурентоспособности на рынке труда.

Литература:

1. Аствацатуров Г.О. Педагогический дизайн мультимедийного урока 2005. — vio.uchim.info/art 1_2htm.

2. Вербицкий А.А. Компетентностный подход и теория контекстного обучения. — М.: ИЦ ПКПС, 2004. — 84 с.

3. Коломиец О.М. Технология самоорганизации преподавателем медицинского вуза педагогической деятельности: Учебно-методическое пособие. — М.: МИА, 2014. — 179 с.

4. Помелова Л.А., Шевелев И.И. Преподавательский дизайн обучения в медицинском вузе / Материалы IV научно-практической конференции с международным участием «Медицина: достижения нового века» // Академический журнал Западной Сибири. — 2015. — № 1 (56). — Т. 11.

5. Сизова Ж.М. Возможности электронных образовательных технологий в непрерывном медицинском образовании врача // Медицинское образование и вузовская наука. — 2015. — № 1 (7).

6. Уваров А.Ю. Педагогический дизайн // Первое сентября. Информатика. — 2003. — № 30.

7. Хэтти Дж. Видимое обучение: синтез 800 метаанализа, соответствующего достижениям. — Лондон: Рутледж, 2009. — С. 220–227.

8. Ших Е.В. Роль непрерывного медицинского образования в профессиональной аккредитации врача-специалиста // Медицинское образование и вузовская наука. — 2015. — № 1 (7).

9. Шурупова Р.В., Кинкулькина М.А., Дамулин И.В. Проблемы преподавания психиатрии и неврологии: борьба с феноменом современной нейрофобии // Ученые записки. Научно-практический рецензируемый журнал. Вестник Израильской независимой академии развития наук. — 2015. — Vol. 7. — № 1. — С. 53–54.

Проблема преподавательского дизайна появилась достаточно давно и отчетливо обозначилась на двух уровнях. Первый уровень — организационный, формальный, что предусматривает разработку учебных материалов. Второй уровень — объем информации, с которым мы сталкиваемся каждый день, когда готовим лекцию, практическое занятие и стремимся научить студентов, ординаторов, аспирантов и повышающих свою квалификацию врачей. Тема преподавательского дизайна является актуальной, но обучение преподавательским технологиям в первую очередь налажено в технических вузах, где преподают эти информационно-образовательные технологии, в медицинских же вузах этому уделяют, на наш взгляд, недостаточно внимания. Это в основном связано со спецификой подготовки и обучения будущих медиков.

Профессор образовательных технологий Университета штата Юта Дэвид Меррилл еще в 1998 году выдвинул тезис: «Информация сама по себе еще не обучение». Сегодня мы имеем колоссальное количество информационных технологий, размещенных на презентационных сайтах, массу ресурсов на сайтах федерального значения. Каждая образовательная организация сегодня на своем портале размещает огромное количество презентаций, видеоматериалов, документов. Если эти ресурсы систематизированы, то это называется «материал для электронного обучения». Так, на нашем кафедральном портале имеются видеолекции, видеозаписи всех операций в соответствии с программой по госпитальной хирургии; тесты и ситуационные задачи с ответами для самоконтроля; учебные фильмы; учебники и учебные пособия, которые можно скачать бесплатно; программы по всем дисциплинам, экзаменационные вопросы и многое полезное и необходимое для обучения студентов. Каждая студенческая группа имеет свой сайт.

Сам термин Instructional Design — англоязычный, появился он в 1940-е годы в США и соответствует примерно «учебному плану» или «цели обучения». В английском языке есть и термин pedagogic(al), то есть «педагогический», включающий воспитательный и преподавательский аспекты обучения. Если у нас термин Instructional Design по-русски звучит как «учебный, преподавательский дизайн», то в англоязычном варианте это «создание инструкций по разработке учебных материалов» (instruction design), то есть сама разработка. Термин «образовательные технологии», Instructional Technology, таким образом, переводится как «учебные, преподавательские технологии». И еще есть термин «образовательная среда», то есть создание некоего образовательного пространства, в котором мы, преподаватели, находимся. И это записано во всех зарубежных стандартах, образовательных программах и т.д. Как видно, терминологический набор очень обширный.

Для Цитирования:
Помелова Людмила Александровна, Шевелев Игорь Ильич, Шурупова Раиса Викторовна, Посудневский Владимир Иванович, Преподавательский дизайн в медицинском вузе. Справочник врача общей практики. 2016;1.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: