Представлю вам самые яркие примеры ассистивных технологий и просветительской работы, проводимой в Новосибирской области учреждениями культуры. Сфера культуры Новосибирской области представлена обширной многопрофильной сетью объектов культуры и искусства. Работает более 2000 учреждений культуры. В регионе действует утвержденный правительством Новосибирской области план мероприятий («дорожная карта») по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг на 2016–2030 годы.
Объем финансирования на реализацию «дорожной карты» государ ственными учреждениями культуры в рамках вышеуказанных программ за 2020 и 2021 годы составил 10,7 млн рублей, в том числе софинансирование из федерального бюджета составило 5,9 млн рублей.
Более 55 лет Новосибирская областная специальная библиотека для незрячих и слабовидящих (далее — НОСБ) обеспечивает доступ к информации, образованию и ценностям культуры людям со специальными информационными потребностями, имеющим различные виды ограничений жизнедеятельности. В первую очередь это незрячие, слабовидящие, а также другие лица, испытывающие трудности в чтении традиционных печатных текстов. Наряду с ними постоянно увеличивается еще одна группа пользователей, в которую входят как специалисты различных профессий, так и лидеры общественных организаций, обеспечивающие реабилитацию и прогресс главных адресатов услуг.
Развитие услуг НОСБ, связанное с освоением и трансляцией современных ассистивных технологий, было включено в концепцию ресурсно-просветительского центра «Дом адаптивной культуры». Его базовой идеей является построение безбарьерного мира через освоение читателями библиотеки ассистивных технических средств и лучших практик их использования, вовлечение в эту деятельность максимально широкого круга профессионалов и общественных лидеров.
Приоритетными направлениями этой работы являются цифровая трансформация документов в специальных форматах для их удаленного предоставления; разработка нового поколения тактильных аудиовизуальных комплексов с использованием технологии 3D-прототипирования; освоение незрячими и слабовидящими читателями навыков конвертирования информации из документов, использующих визуальные форматы, и другие.