C 4 сентября 2018 г. вступил в силу Федеральный закон от 3 августа 2018 г. № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Нововведения затронули все направления деятельности таможенных органов, в том числе порядок обжалования решений таможенных органов — ему посвящена глава 51 закона. Основной принцип остался неизменным: любое лицо вправе обжаловать решение, действие (бездействие) таможенного органа и его должностного лица, если, по мнению лица, таким решением, действием (бездействием) нарушены его права, свободы или законные интересы, созданы препятствия к их реализации или незаконно возложена на него какая-либо обязанность. К решениям и действиям в сфере таможенного дела относятся, например, решения о выпуске товара по декларации на товары, решения о внесении изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в декларации на товары, решения по классификации товаров по ТН ВЭД ЕАЭС, действия по направлению уведомлений о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных пошлин, налогов и т. д.
Согласно новому закону, жалоба подается в вышестоящий таможенный орган через таможенный орган, решение которого обжалуется. Так, юридическое лицо, будучи не согласным с решением Татарстанской таможни, подает жалобу в Татарстанскую таможню.
Ее сотрудники, в свою очередь, направляют ее вместе с заключением и документами в вышестоящий таможенный орган — Приволжское таможенное управление. Жалоба на решение таможенного поста подается в таможню. Впрочем, подача жалобы непосредственно в вышестоящий таможенный орган не является препятствием для ее рассмотрения, однако срок рассмотрения в таком случае увеличится в два раза.
Круг лиц, подающих жалобы, существенно не изменился: это как юридические лица, организации, не являющиеся юридическими лицами, так и физические лица. Однако, в отличие от прежнего порядка, новый закон не обязывает руководителей, действующих от имени организаций без доверенности, представлять одновременно с жалобой учредительные документы, а также документы, подтверждающие их служебное положение. К жалобе, поданной представителем организации или гражданина, должны быть приложены оригиналы или заверенные копии документов, подтверждающих его полномочия. Самый распространенный пример такого документа — доверенность. В ней должно быть закреплено право на обжалование решений, действий (бездействия) в сфере таможенного дела.