Обучение навыкам рассматривать и анализировать микропрепараты — неотъемлемая часть обучения врачей, ветеринаров, биологов. Многие десятилетия для этих целей использовался световой микроскоп — один из основных инструментов в обучении анатомии, биологии, медицине. Несмотря на интенсивность использования, технология световой микроскопии имеет свои недостатки:
1. Необходимость финансовых вложений для подготовки препаратов.
2. Сложность в оценке умений обучающихся ориентироваться в препарате.
3. Невозможность эксплуатации прибора сразу несколькими обучающимися.
Поиск способов решения этих проблем ведется уже давно. Именно с этим связан переход от световой микроскопии к цифровым технологиям.
Интенсивное внедрение цифровых носителей повлекло за собой переход на цифровые исследования — сканирование биологических объектов, применять которое начали в 1990-х гг. Появление специальных сканеров позволило решить основную проблему телепатологии — получение единого снимка биологического объекта с возможностью выбрать нужное увеличение любого элемента. Технология получила название Whole slide imaging (WSI), изображения слайдов в целом. Аналогом технологии является виртуальная микроскопия.
WSI дает возможность полностью имитировать работу на обычном микроскопе, при этом полученное изображение выводится на монитор или экран планшета или смартфона.
WSI отвечает отраслевому медицинскому стандарту DICOM Standard, что дает возможность сочетать технологии WSI и DICOM на одной платформе.
Внедрение WSI привнесло существенные изменения в процесс преподавания цитологии, гистологии и патологии. Технология открывает множество возможностей, которые ранее были недоступны. Сегодня WSI активно используется медицинскими учреждениями разных стран, и в литературе регулярно можно встретить отчеты о ее применении.
Студенты отмечают, что WSI проще и удобнее, чем классическая световая микроскопия. Использование цифровой технологии дает возможность полностью сосредоточиться на объекте исследования, не отвлекаясь на подготовку и настройку микроскопа.