— Сергей Владимирович, с вашей точки зрения, какие имеет особенности импортозамещение в органах местного самоуправления?
— Термин «импортозамещение» предполагает предоставление преференций отечественным разработчикам программного обеспечения перед иностранными компаниями — разработчиками программных продуктов. Однако в условиях низкой наполняемости бюджета и сокращения финансирования для нужд информатизации у муниципалитетов крайне важным становится вопрос стоимости программного обеспечения.
Второй момент, который необходимо учитывать, это то, что сложное и качественное программное обеспечение не создается «по распоряжению» в короткие сроки. Создание программного обеспечения — это сложный и итерационный процесс, который требует адекватной обратной связи между заказчиком и исполнителем, между пользователями и разработчиками. Было бы наивно думать, что даже в условиях повышенного внимания государства в одночасье появятся новые мощные и качественные программные продукты.
С учетом текущей ситуации, как мне кажется, было бы неправильным отделять импортозамещение в чистом виде от перехода на свободное и открытое программное обеспечение. Оба процесса могут органично дополнять друг друга и в перспективе позволяют достичь одной и той же цели, а именно избавиться от «привязки» к иностранным производителям, чья политика продаж и сопровождения программных продуктов может существенно меняться в зависимости от текущей политической ситуации в мире.
— Расскажите, пожалуйста, как происходила работа по импортозамещению в администрации Комсомольска-на-Амуре?
— В связи со сказанным выше мы не проводили резкую границу между импортозамещением и переходом на СПО. Ситуация с внедрением отечественного программного обеспечения в муниципалитете складывалась по годам следующим образом.
Несмотря на то что термин «импортозамещение» введен в обиход государственных органов власти сравнительно недавно, сам процесс фактически начат уже достаточно давно. В муниципалитете города Комсомольска-на-Амуре первые шаги в этом направлении начали предприниматься с 1998 года, когда для автоматизации ряда задач начали применять платформу, разрабатываемую отечественной компанией «1С». При этом мы не ограничивали сферу применения только задачами бухгалтерии или учета товарно-материальных ценностей — две области, в которых обычно используются типовые решения от «1С». В нашем муниципалитете на базе платформы «1С» реализован внутренний документооборот, обеспечивающий централизованное хранение документов, маршрутизацию между исполнителями и отслеживание процесса исполнения.