Основным показателем совершенства законодательства является его соответствие здравому смыслу, практике и научным положениям.
По мнению специалистов, принятые Федеральные законы «О специальной оценке условий труда» от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ и «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с принятием Федерального закона „О специальной оценке условий труда”» от 28.12.2013 № 421-ФЗ, а также Методика проведения специальной оценки условий труда не соответствуют указанным очевидным требованиям.
Свои аргументы на этот счет авторы, специалисты по охране труда, излагают в публикуемых нами статьях. В более полном объеме их мнения изложены в сборнике «Научный комментарий к законодательству по специальной оценке условий труда» (ФЗ № 426 от 28.12.2013; ФЗ № 421 от 28.12.2013, Методика проведения специальной оценки условий труда). Работа адресована, прежде всего, работникам, которые, согласно закону, вправе присутствовать при оценке условий труда.
Комментарии полезны также инспекторам, работодателям, профсоюзным активистам, экспертам и другим специалистам, причастным к вопросам охраны труда.
Вступивший в силу с 01.01.2014 г. Федеральный закон от 28.12.2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» еще на стадии законопроекта в профессиональной среде, в периодических изданиях, на заседаниях круглых столов, в том числе в Госдуме, и в других формах обсуждения вызвал многочисленные критические оценки со стороны научной общественности, специалистов, экспертов. О его неоднозначности можно судить хотя бы по итогам голосования в третьем окончательном чтении на пленарном заседании Госдумы 23.12.2013 г., где из присутствовавших 440 депутатов «ЗА» проголосовало только 244 человека.
Введение процедуры специальной оценки условий труда (СОУТ) вместо обязательной аттестации рабочих мест (АРМ), не оправдавшей себя по назначению и не приведшей к реальному улучшению условий труда (УТ), изначально вызвало большие сомнения у специалистов. По официальным данным Росстата, удельный вес работников, занятых во вредных условия труда, за период действия АРМ заметно вырос и к 2013 г. составил 31,8%, т. е. практически каждый третий работник в РФ трудился во вредных условиях труда. Директор Департамента условий и охраны труда Минтруда России В. А. Корж в [1] приводит экспертную оценку общего количества рабочих мест с вредными условиями труда, обоснованную на научном подходе, в объеме 26,6 млн ед., что составляет более половины (54,6%) имеющихся в России рабочих мест. Это признание высокого чиновника лишний раз указывает на крайне серьезную неблагоприятную ситуацию в стране с условиями труда.