По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Представление горно-геологического наследия в собрании Политехнического музея

Назаров Л.С. старший научный сотрудник Политехнического музея

Основная миссия Политехнического музея состоит в том, чтобы способствовать техническому образованию населения страны через развитие технической культуры — культуры социально-технических и геосистемных взаимоотношений человека и Природы. Пониманию единства и взаимозависимости всех элементов геосистемы, осознанию роли человека в обеспечении жизнедеятельности и развитии нашей планеты.

Литература:

1. Паронджанов В.Д. Почему мудрец похож на обезьяну, или Парадоксальная энциклопедия современной мудрости. — М.: РИПОЛ классик, 2007. — 1152 с.

2. Вещественные источники \ Геология. Геофизика. Геодезия \ Геология. Добыча полезных ископаемых // Вещественные источники учетно-электронной базы «Музей 4» Политехнического музея.

Развитие отношений Человечество-Природа предполагает переход от модели постоянного увеличения потребления природных ресурсов к осознанию роли человека в обеспечении жизнедеятельности и развитии нашей планеты. Речь здесь о «экологической экономике» [1, с. 161–164]. Экономике, которая учитывает не только «валовый национальный продукт», но и все издержки, а также и состояние геосистемы. Экономике, что учитывает интересы будущих поколений, а не только «здесь и сейчас». Лишь в этом случае антропогенные техносфера и выделяемая В.И. Вернадским ноосфера не нарушают, а способствуют развитию всей геосистемы в целом и улучшают состояние каждой естественной геосферы (от биосферы до литосферы).

Именно при отказе от модели «чистого потребления» (с девизом «отнимем у Природы ее богатства») и принятием парадигмы «землеустройства» — заботливого отношения к своей планете — определяющими становятся техническая культура и техническое образование человечества.

Тогда естественно-научное образование не ограничивается изучением всех составляющих геосистемы и соответствующим классифицированием, но ещё предполагает применение технических средств и технологий как для исследований, так и для последующих преобразований естественной среды. Документирование истории развития горнодобывающей техники и технологий здесь обретают особое значение для формирования новых отношений Человек-Природа.

С научных позиций структура фондов музея по проблемному направлению «Земля; ее изучение, освоение, сохранение» (Рис. 1) объединяет и упомянутые научно-исследовательские приборы, и горнодобывающую технику (всего ок. 3900 ед. хр.), и экологические (рекультивирующие, ресурсосберегающие, эко-развивающие) технологии.

«Сохранение» здесь подразумевает землеустройство, благоустройство, положительное развитие геосистемы/экосистем/биогеоценозов.

Научно-технический инструментарий исследования атмосферы и гидросферы Земли — метеорологические, аэрологические, гидрологические приборы (рис. 2).

Для Цитирования:
Назаров Л.С., Представление горно-геологического наследия в собрании Политехнического музея. Музей. 2024;3.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: