Развитие отношений Человечество-Природа предполагает переход от модели постоянного увеличения потребления природных ресурсов к осознанию роли человека в обеспечении жизнедеятельности и развитии нашей планеты. Речь здесь о «экологической экономике» [1, с. 161–164]. Экономике, которая учитывает не только «валовый национальный продукт», но и все издержки, а также и состояние геосистемы. Экономике, что учитывает интересы будущих поколений, а не только «здесь и сейчас». Лишь в этом случае антропогенные техносфера и выделяемая В.И. Вернадским ноосфера не нарушают, а способствуют развитию всей геосистемы в целом и улучшают состояние каждой естественной геосферы (от биосферы до литосферы).
Именно при отказе от модели «чистого потребления» (с девизом «отнимем у Природы ее богатства») и принятием парадигмы «землеустройства» — заботливого отношения к своей планете — определяющими становятся техническая культура и техническое образование человечества.
Тогда естественно-научное образование не ограничивается изучением всех составляющих геосистемы и соответствующим классифицированием, но ещё предполагает применение технических средств и технологий как для исследований, так и для последующих преобразований естественной среды. Документирование истории развития горнодобывающей техники и технологий здесь обретают особое значение для формирования новых отношений Человек-Природа.
С научных позиций структура фондов музея по проблемному направлению «Земля; ее изучение, освоение, сохранение» (Рис. 1) объединяет и упомянутые научно-исследовательские приборы, и горнодобывающую технику (всего ок. 3900 ед. хр.), и экологические (рекультивирующие, ресурсосберегающие, эко-развивающие) технологии.
«Сохранение» здесь подразумевает землеустройство, благоустройство, положительное развитие геосистемы/экосистем/биогеоценозов.
Научно-технический инструментарий исследования атмосферы и гидросферы Земли — метеорологические, аэрологические, гидрологические приборы (рис. 2).