Хочу поделиться некоторыми соображениями и наблюдениями, касающимися вопросов гармоничного развития университета, которое не всегда идёт в соответствии с рейтинговыми требованиями. Но что делать, если миссия университета не совсем совпадает с той, на которую ориентируется большая часть рейтингов?
Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова был создан 111 лет назад как частное образовательное учреждение по желанию московских купцов, промышленников, под патронажем министра финансов графа Сергея Юльевича Витте. Указ об учреждении университета был согласован и подписан императором Николаем II. Уже там указывалось, что университет существует на частные пожертвования и открыт для единственной цели — давать высшее коммерческое и политико-экономическое образование.
Уже сама форма создания университета на тот момент предполагала стопроцентную связь с работодателями. Среди учредителей вуза — тех, кто дал деньги и входил в наблюдательный совет, — были крупнейшие купцы, финансисты, промышленники России, поставщики императорского двора. Многие из них работали и на зарубежные рынки. Поэтому продвижение российских товаров на зарубежные рынки, привлечение необходимых нам иностранных товаров вменялось в цели университета.
Поскольку вся внешняя торговля была тогда единым целым, то среди учредителей университета были производители и парфюмерии, и алкоголя, и одежды, естественно, русских шуб. В частности, единственный лицензированный производитель коньяка тоже был среди учредителей нашего университета. Также в состав учредителей вошли представители тяжёлой и лёгкой промышленности и т.д. Именно они непосредственно на самом высшем уровне принимали участие в разработке, как бы мы сейчас сказали, учебных планов. Именно они диктовали, каким образом принимать экзамены, что они ожидают от выпускников. Естественно, тогда уже проводилась идея, что России нужны хорошие приказчики, управляющие и нарождающийся малый бизнес.
Примерно лет десять назад мы решили вернуться к нашей первоначальной миссии и посмотреть, насколько хорошо нам удастся подхватить её и продолжить реализовывать. Мы изучили все разработки на тему «предпринимательский университет». Одна из моделей того, как предпринимательские элементы вписываются в структуру университета второго и третьего поколения, представлена исследователями из Национальной технологической инициативы (НТИ). В ней они пытались совместить свои инициативы и элементы предпринимательского университета (и сейчас эта схема действует).