Дата поступления рукописи в редакцию: 20.11.2024
Дата принятия рукописи в печать: 19.12.2024
Научно-практические исследования, представленные автором в данной работе, являются продолжением серии статей по исследованиям социологической проблематики, проводимым на территории Большого Донбасса. Как отмечалось автором ранее, важнейшими социально-экономическими и политическими событиями современной России является вхождение в 2022 г. в состав РФ новых территорий (Донецкая Народная Республика, Луганская Народная Республика, Херсонская и Запорожская области). Большую часть новых территорий традиционно называют Большим Донбассом. В данной работе представлены результаты нашего социологического исследования, проводившегося в рамках выполнения государственного задания РАН на выполнение НИР на тему «Россия 2020-х: социально-экономические и политические изменения и их отражение в массовом сознании россиян», в одном из ключевых субъектов Большого Донбасса — Донецкой Народной Республике (ДНР).
Как известно, на территории Большого Донбасса с 2014 г. по настоящее время ведутся боевые действия. Боевые действия, ведущиеся на территории бывшей при Советском Союзе Донецкой области, разделили ее жителей как минимум на две большие социальные группы: на тех, кто остался на территории, контролируемой Украиной, и тех, кто согласился проживать в ДНР. При этом до распада Советского Союза это была единая обобщенная социальная группа, или общность людей, проживающих на юго-западе СССР.
Боевые действия и военное положение, введенное на территории Донецкой Народной Республики Постановлением Совета Министров ДНР от 25.05.2014 № 6-5, а также, как следствие, воздействие радикальных социально-экономических и политических изменений, естественно, находят свое отражение в демографический процессах, происходящих на территории Большого Донбасса.
В данной работе из всего многообразия тем и вопросов, связанных с анализом социальных отношений на вновь присоединенных к РФ территориях, автор проводит социологические исследования в рамках следующей проблематики: «Предпосылки улучшения социально-демографической ситуации на территории Большого Донбасса».
Объектом социологического исследования, проводимого автором настоящей работы, является научно обоснованная оценка влияния многолетних военных действий на социально-демографическую ситуацию на территории Большого Донбасса, а предметом социологических исследований служат базовые возможности (предпосылки) улучшения социально-демографического положения в краткосрочной послевоенной перспективе. Следует отметить, что с учетом высокой социально-экономической и политической значимости для развития РФ итога (результата) СВО и решения целого комплекса проблем, возникших при присоединении новых территорий, научные исследования РАН в области социологии по отношению к жителям Большого Донбасса являются крайне актуальными.
Таким образом, целью представленных автором данной статьи социологических исследований является создание научно обоснованного прогноза влияния многолетних военных действий на социально-демографическую ситуацию на территории Большого Донбасса. Автору важно ответить на вопрос: что будет с населением Большого Донбасса после окончания СВО на пороге долгожданной мирной жизни? В контексте проводимого исследования автора представленной работы интересует следующий круг вопросов о судьбе населения исследуемого региона в послевоенный период: численность, возрастные категории, структура профессиональной подготовки, гендерное соотношение и т. д.
Существенной проблемой при проведении обозначенных социологических исследований является фактическое отсутствие единой сопоставимой и объективной информационной базы по социально-демографическому состоянию населения территории Большого Донбасса за исследуемый период (с 2013 по 2024 г.). В связи с этим автор использует в данной статье взаимосочетание данных Госстата Украины, Главного управления статистики ДНР, Донецкого института экономических исследований, результаты переписи населения в ДНР 2019 г. и сведения из многих других открытых источников (см. Библиографический список).
Однако сопоставимость, а главное, объективность указанных данных — весьма относительны. Так, данные украинских информационных источников сознательно значительно искажены киевскими властями по идеологическим основаниям. Статистические данные по ДНР до вхождения в состав России и после во многом несопоставимы, так как основаны на различных методиках сбора и обработки данных. Значительный объем данных, необходимых автору для проведения полномасштабных социологических исследований, просто отсутствует в открытых информационных источниках.
Проводя исследования и делая прогнозы по социально-демографической ситуации на территории Большого Донбасса, автор, как и большинство ученых-социологов, не знает, каково будет реальное пограничное разделение между Украиной и РФ после окончания СВО. Как известно, часть территории Большого Донбасса в настоящее время еще оккупирована Украиной. На оккупированной территории Большого Донбасса киевскими властями проводится насильственное переселение населения и тотальная мобилизация, поэтому в настоящее время говорить о том, что будет с демографией на освобождаемых территориях, весьма затруднительно.
По данным работы [2] и со ссылкой на Госстат Украины, до вхождения в состав РФ новых территорий в 2022 г. население Украины составляло около 41 млн человек, из которых порядка 9 млн приходилось на проживающих на территориях бывших Донецкой, Луганской, Запорожской и Херсонской областей. Госстат Украины считает жителей этих областей как население современной Украины. Таким образом, «судьба» этих 9 млн жителей, включая еще находящихся на временно оккупированных Украиной территориях, и есть предмет исследования данной статьи.
Во многом дальнейшую послевоенную «судьбу» (социально-демографическую ситуацию) ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областей определяют возможности и темпы накопления данными субъектами РФ так называемого человеческого капитала. Часто понятие «человеческий капитал» ассоциируется (или подменяется) термином «трудовые ресурсы». В общем случае эти понятия («человеческий капитал» и «трудовые ресурсы») различны, но могут в равной степени использоваться при исследовании демографических проблем в части формирования необходимых трудовых ресурсов (или человеческого капитала) для послевоенного восстановления экономики и социальной сферы ДНР.
Что же входит в понятие «человеческий капитал» или отчасти дублирующий его в рамках данной статьи термин «трудовые ресурсы»? Согласно материалам работы, утверждается, что «человеческий капитал» — это ресурс, которым обладают конкретное предприятие, или территория, или даже целое государство. Этот ресурс во многом определяет экономическое развитие регионов и обеспечивает благосостояние жителей конкретной территории. Человеческий капитал, как ресурс, может изменяться: увеличиваться, уменьшаться, накапливаться и т. д. Изменения величины человеческого капитала неразрывно связаны с социально-демографической ситуацией в конкретном регионе. В рамках данной статьи автором рассматриваются вопросы влияния многолетних военных действий на социально-демографическую ситуацию на территории Большого Донбасса в разрезе формирования человеческого капитала ДНР.
Человеческий капитал определяет развитие и перспективу современной экономики. Так, нобелевский лауреат экономист Гэри Беккер в своей работе «Эпоха человеческого капитала» утверждает, что современную экономику можно называть экономикой человеческого капитала [9]. Конечно, невозможно отрицать факт, что социально-экономическое развитие территорий зависит от объема инвестиций в формирование человеческого капитала. По данным современных научных исследований, именно от рационального формирования человеческого капитала зависит процветание как отдельных предприятий, так конкретных государств в целом. Человеческий капитал определяется знаниями, профессионализмом и здоровьем жителей конкретных территорий. Инвестиции в повышение качества жизни, медицину, создание высококвалифицированных рабочих мест, а также в образование позволяют рационально формировать человеческий капитал.
Отметим, что на социально-демографическую ситуацию и особенности формирования человеческого капитала в ДНР военные действия оказали как прямое, так и косвенное воздействие1. К прямому воздействию следует отнести гибель военнослужащих и гражданского населения в республике, а также санитарные потери (люди, пострадавшие от тяжелых ранений). Косвенные потери определяются высокой миграцией населения (как внутренней, так и внешней) и совокупностью факторов, определяющих условия воспроизводства населения (смертность, рождаемость, изменение качества жизни, гендерные пропорции и т. д.).
Известно значительное количество социологических исследований, посвященных влиянию военных действий на демографию и формирование человеческого капитала. Как правило, ученые-социологи проводили подобные исследования по материалам и данным последствий Великой Отечественной войны (ВОВ). После окончания ВОВ прошло почти 80 лет, однако и в настоящее время ощущаются демографические последствия войны в странах бывшего СССР. Согласно материалам исследования [3], наиболее пострадавшими являются жители СССР 1890–1926 гг. рождения. По данным двух переписей населения, проводившихся в Советском Союзе в 1939 и 1959 гг., известно, что до 1959 г. дожили 82 % женщин и только 53 % мужчин из числа жителей страны 1890–1926 гг. рождения [3]. Подобный гендерный дисбаланс привел в начале шестидесятых годов к увеличению доли одиноких женщин, как овдовевших за годы ВОВ и позже, так и вследствие «дефицита женихов». Это обстоятельство привело к появлению цикличности в части числа родившихся детей по годам. Данная цикличность спустя 80 лет после окончания ВОВ существует и в настоящее время. Учеными установлено, что возникшие как прямое следствие ВОВ циклы численности населения СССР (а впоследствии и РФ) в разрезе поколений влияют на изменения и пропорции трудоспособного населения и структуру демографии. Циклы поколений затрудняют функционирование и управление рынком труда и реализацию социально-экономических программ. В наше время это, например, создает трудности при реализации правительственной программы повышения пенсионного возраста.
В рамках данной работы не ставится задача оценки количественных и качественных изменений народонаселения как демографических последствий военных действий. В исследовании демографии даже 80 лет, прошедших после окончания ВОВ, это незначительный для ученых срок. В демографическом смысле за 80 лет происходит смена порядка трех поколений. Все эти 80 лет в демографии определяются циклы как прямое следствие ВОВ. В ДНР военные действия происходят в рамках одного поколения в течение всего 10-летнего периода (2014–2024 гг.), поэтому говорить о некой цикличности преждевременно. В ВОВ погибло порядка 10 % населения СССР, а в военных действиях на территории Большого Донбасса — только 1 % населения, но воздействие военных действий на социально-демографическое состояние населения на территории ЛНР сопоставимо с изменениями от последствий ВОВ в СССР в 1945 г. На социально-демографическое состояние ДНР как последствие военных действий оказывают влияние другие причины и факторы, чем в Советском Союзе в 1945 г.
Наиболее значимым фактором в изменении социально-демографической ситуации в ДНР является миграция населения. С начала образования Украины как государства в 1991 г. наблюдались значительные миграционные потоки населения. При этом миграция проходила по двум основным направлениям: в страны Европы и в Россию. При перемещении как в Европу, так и в Россию основное количество жителей Украины стремились получить достойную работу, то есть ехали с целью трудоустройства (трудовые мигранты). При этом и в Европе, и в России трудовые мигранты были со всей территории Украины. С образованием в 2014 г. ДНР и ЛНР характер миграционных потоков изменился. Из республики трудоспособное население стремилось мигрировать в основном в РФ, а из Украины — в европейские страны. При этом после 2014 г. к составляющим основную массу трудовым мигрантам добавились беженцы из зоны военных действий. Характер миграции изменился также и после вхождения в состав России четырех новых субъектов Федерации (ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областей). Так, по данным Пограничной службы [10], только за второй квартал 2022 г. с территории Большого Донбасса в РФ переселилось более 500 тыс. человек, а за весь 2022 г. численность мигрантов превысила миллион человек. Специальная военная операция также повлияла на миграцию населения. Согласно представленным результатам социологического исследования, опубликованного в работе [4], с 2014 по 2019 г. с неподконтрольных Украине территорий в Россию выехало более одного миллиона человек, которые также являются трудовыми мигрантами, при этом порядка 300 тыс. переехали в столичный регион (Москва и Московская область).
Как уже отмечалось, миграция населения Большого Донбасса после 2014 г. наблюдалась и на территорию Украины. Учитывая, что подавляющие число официальных украинских информационных источников недостоверны (это пропаганда, а не информация), получить соответствующие и объективные данные о миграции населения на территорию Украины невозможно. То, что население на еще частично оккупированных Украиной новых территориях РФ не желает покидать своих мест постоянного проживания и перемещаться вглубь Украины, можно оценить по высказываниям официальных лиц на Украине. Так, по заявлению украинского заместителя министра по оккупированным территориям А. Резникова [11], из 1,5 млн украинских мигрантов более 500 тыс. уже различными путями вернулись на территории ДНР и ЛНР, то есть в Россию из Украины.
Бесспорно, что миграция жителей Большого Донбасса существенным образом определяет демографическую ситуацию в данном регионе. По данным работы [6], значимое количество трудовых мигрантов ДНР (более 70 %) составляет молодежь в возрасте от 18 до 35 лет, что значительно снижает темпы формирования человеческого капитала в ДНР.
Очень важно, чтобы житель, временно покинувший ДНР, сохранил свои профессиональные знания и умения. Так, треть мигрантов ДНР работают в строительном секторе, а около 20 % — в сфере обслуживания, причем это мужчины в возрасте от 26 до 45 лет. Вряд ли в этом случае можно говорить о сохранении базовых профессий мигрантов из Большого Донбасса. Так, например, менее одного процента мигрантов из Большого Донбасса нашли работу в угольной отрасли [5]. Незначительное число мигрантов продолжают работать по таким очень востребованным в ДНР профессиям, как IТ-сфера (около 2 %) и медицина (порядка 3 %). Таким образом, наиболее значимым фактором в изменении социально-демографической ситуации в ДНР является миграция населения. Необходимо создать условия для послевоенного возвращения трудовых мигрантов на территорию ДНР, а также восстановления (профессиональная переподготовка) их профессиональных знаний и умений.
Известно, что, как следствие военных действий, существенно пострадали экономика и социальная сфера Большого Донбасса, что, в свою очередь, привело к снижению качества жизни населения в 2014–2022 гг. Традиционно для исследования социально–демографической ситуации в том или ином регионе используются многолетние статистические наблюдения по различным аспектам жизни региона. По известным причинам объективные многолетние статистические наблюдения на территории Большого Донбасса практически отсутствуют — разные методики расчета и изменение размеров освобожденной территории. Наиболее объективной информацией можно считать данные Главного управления статистики ДНР. По сведениям данной структуры [10], до вхождения в состав России общая численность населения ДНР составляла более 2 млн 200 тыс. человек. При этом 95 % населения проживало в городах. С 2015 по 2022 г. численность населения ДНР сократилась почти на 7 %. По гендерным пропорциям (55 на 45 %) превышает женское население республики.
Как известно, для восстановления разрушенной в результате боевых действий социально-производственной инфраструктуры ДНР в республике не хватает профессиональных кадров по большинству базовым профессиям. Это прямые последствия воздействия военного положения и демографических изменений. Для рационального управления рынком труда необходимо проведение социологических исследований, результаты которых определены в предыдущей статье автора по социологическим исследованиям на территории Большого Донбасса [1]. Как отмечалось ранее, при решении задач по управлению рынком труда необходимо привести в соответствие фактические трудовые ресурсы и потребности экономики ДНР в рабочих местах соответствующих профессий.
Традиционно данная задача на государственном или региональном уровне решается за счет управления системой подготовки профессиональных кадров на среднетехническом и вузовском уровне. В целом, как отмечено автором в его предыдущей статье серии по демографии Большого Донбасса [1], система подготовки профессиональных кадров ДНР как на среднетехническом, так и вузовском уровне существенно отстает от обеспечения практически всех, в том числе базовых, отраслей экономики региона в профессиональных кадрах. Как известно, человеческий капитал определяется набором компетенций населения конкретных территорий. Создание высококвалифицированных рабочих мест и действующая система подготовки профессиональных кадров позволяют рационально формировать человеческий капитал.
Как уже отмечалось, фактического материала (данных и информации) по полноценному статистическому исследованию социально-демографической ситуации на территории Большого Донбасса с соответствующим математическим инструментарием по прогнозированию провести весьма затруднительно. При этом прогнозирование социально-демографической ситуации прежде всего необходимо для оценки воспроизводства человеческого капитала как основы послевоенного восстановления ДНР. Необходимость накопления человеческого капитала отмечена в монографии Донецкого института экономических исследований «Стратегические ориентиры социально-экономического развития Донецкой Народной Республики до 2033 года» [7]. В данной работе отмечено, что кризис, связанный с социально-демографической ситуацией в регионе, негативно сказался на воспроизводстве человеческого капитала в ДНР, что можно оценивать, как непосредственное влияние длительного вооруженного конфликта и связанных с ним социально-экономических и психологических изменений жизни населения республики.
Аналогично проведенному в указанной выше работе [7] исследованию автором настоящей статьи был проведен SWOT-анализ, посвященный выявлению предпосылок улучшения социально-демографической ситуации на территории Большого Донбасса. SWOT-анализ — это метод стратегического исследования, а также основа для принятия и оценки перспективных решений для какой-либо территории, в том числе и в части демографии региона. Целью SWOT-анализа является выявление наиболее важных (значимых) факторов при формировании человеческого капитала для послевоенного восстановления экономики и социальной сферы ДНР. Необходимо было проанализировать текущее (современное состояние) демографических процессов республики и оценить прогнозируемые сильные и слабые стороны ДНР при формировании послевоенного человеческого капитала, оценить влияние внешних факторов на формирование человеческого капитала и возможность использования преимуществ (сильные стороны) в противостоянии угрозам (слабые стороны). Необходимо определить, в какой степени сильные и слабые стороны демографических аспектов развития ДНР могут способствовать и/или тормозить формирование послевоенного человеческого капитала в республике.
Как известно, SWOT-анализ является относительно простым и универсальным способом исследования. С его помощью можно не только проводить исследования слабых и сильных сторон объекта, в нашем случае — ДНР как субъекта РФ, но и учитывать возможные угрозы и определить позитивные возможности развития республики. Конкретного плана или количественных оценок при применении SWOT-анализа в его нерасширенной форме исследователи не получают, но могут формировать стратегию по принятию решений на региональном уровне, используя исключительно качественные оценки. SWOT-анализ можно применять для проведения исследований по прогнозированию социально-демографических ситуаций как на общероссийском, так и на региональном уровне. По мнению автора настоящей работы, результаты SWOT-анализа могут способствовать определению стратегии формирования человеческого капитала в ДНР с учетом изменения численности населения, уровня и качества жизни.
Отметим, что представленные в рамках настоящей работы авторские результаты исследования влияния многолетних военных действий на социально-демографическую ситуацию на территории Большого Донбасса с использованием SWOT-анализа обладают особой ценностью, в связи с тем что данное исследование проводилось автором непосредственно на территории ДНР (Донецк). Для проведения данных социологических исследований автором была предложена методология и составлены варианты вопросов для проведения интервью. Так, например, для проведения интервью, результаты которого были представлены в форме SWOT-анализа, автором были привлечены должностные лица органов исполнительной и законодательной власти ДНР, а также предприниматели и чиновники ряда министерств, осуществлявшие свою деятельность до вхождения республики в состав РФ. В число респондентов для интервью автором было выбрано 15 участников: 5 представителей администрации ДНР, 5 представителей Министерства строительства ДНР, экс-министр науки и образования, представитель Налоговой службы ДНР, заместитель министра культуры ДНР, экс-министр транспорта ДНР, а также представители малого и среднего бизнеса ДНР. По желанию респондентов и по известным причинам, определяемым военным положением в ДНР, личные данные респондентов не публикуются.
Для проведения интервью автором были составлены специальные анкеты-опросники. Вопросы были собраны на основе Стратегии социально-экономического развития ДНР до 2033 года, разработанной Институтом экономических исследований под руководством А. В. Половяна [8]. Требование по заполнению анкеты-опросника при проведении интервью для всех респондентов было единое — респондент должен расставить цифры (ранг) по мере возрастания важности признака (причины). Самый важный — 1 и т. д. Предполагалось, что для респондентов (объектов интервью) в анкете-опроснике достаточно проранжировать первые четыре ответа (от 1 до 4) в каждом из разделов SWOT-анализа (возможности, угрозы, сильные и слабые стороны).
Вопрос для всех респондентов один по четырем разделам: «Что Вы считаете наиболее важным (весомым) при формировании человеческого капитала для послевоенного восстановления экономики и социальной сферы ДНР?» Далее идет ранжирование по четырем разделам: «ВОЗМОЖНОСТИ ДНР при формировании человеческого капитала»; «УГРОЗЫ для ДНР при формировании человеческого капитала»; «СИЛЬНЫЕ СТОРОНЫ ДНР при формировании человеческого капитала»; «СЛАБЫЕ СТОРОНЫ ДНР при формировании человеческого капитала».
Результаты интервью в рамках раздела «ВОЗМОЖНОСТИ ДНР» представлены в таблице 1. Абсолютное большинство респондентов (30,3 % ответов) в качестве важнейшего аспекта в части возможностей формирования человеческого капитала для послевоенного восстановления экономики и социальной сферы ДНР отмечают «создание инфраструктуры для качественной жизни». Следует обратить внимание и на ответы о «возможности изменить структуру подготовки кадров» (18,2 %) и «создание условий для "социальных" лифтов» (15,2 %). Данная группа из трех вариантов ответов совокупно составляет 63,7 %, что свидетельствует о реальной возможности ДНР в послевоенной перспективе значительно улучшить качество жизни населения и сделать территорию Большого Донбасса привлекательной для проживания молодежи и необходимого притока (обратная миграция) высококвалифицированных специалистов.

Источник: составлено автором на основе данных проведенного интервью с должностными лицами органов власти ДНР и другими группами лиц.
Продолжающиеся в течение 10 лет военные действия при значительной трудовой миграции населения ДНР, интенсивном старении и низкой рождаемости в республике, безусловно, приводят к понижению возможности для воспроизводства человеческого капитала республики. Следствием этого процесса являются демографические угрозы, которые могут полномасштабно влиять на политическую, социальную и экономическую ситуацию на территории послевоенного Большого Донбасса.
Результаты интервью в рамках раздела «Угрозы для ДНР» представлены в таблице 2.

Источник: составлено автором на основе данных проведенного интервью с должностными лицами органов власти ДНР и другими группами лиц.
Большинство респондентов (31,6 % ответов) в качестве самой большой угрозы для ДНР в части формирования человеческого капитала для послевоенного восстановления экономики и социальной сферы выделяют «отток высококвалифицированных кадров» (трудовая миграция из ДНР). Данный показатель по угрозам для республике опережает даже угрозы, определяемые показателем «продолжающиеся боевые действия на территории региона» (только 23,7 % ответов).
Результаты интервью в рамках раздела «Сильные стороны ДНР» представлены в таблице 3. Абсолютное большинство респондентов (56,0 % ответов) в качестве «сильной стороны ДНР» при формировании человеческого капитала для послевоенного восстановления экономики и социальной сферы ДНР отмечают «стрессоустойчивость населения», то есть способность жителей Большого Донбасса с достоинством преодолевать значительные трудности в жизни. Следует обратить внимание на то, что второй по величине ответ «превалирование традиционных духовно-нравственных ценностей» (20,0 %) также о замечательных людях Большого Донбасса. Согласно общему мнению респондентов, определяющей сильной стороной ДНР являются люди, проживающие на территории Большого Донбасса (56,0 + 20,0 %, или 76,0 % ответов).

Источник: составлено автором на основе данных проведенного интервью с должностными лицами органов власти ДНР и другими группами лиц.
Результаты интервью в рамках раздела «Слабые стороны ДНР» представлены в таблице 4. Большинство респондентов (31,1 % ответов) в качестве самой слабой стороны ДНР в части формирования человеческого капитала для послевоенного восстановления экономики и социальной сферы выделяют «отсутствие привлекательных и перспективных для молодежи условий жизнедеятельности». Данный показатель для республики опережает даже слабые стороны ДНР, определяемые показателем «значительное количество пострадавших от военных действий (физически и психологически)», где только 22 % ответов. В целом показатель «слабые стороны ДНР» определяется созданием благоприятных условий жизни и трудовой деятельности для молодежи, а также последствиями многолетних военных действий.

Источник: составлено автором на основе данных проведенного интервью с должностными лицами органов власти ДНР и другими группами лиц.
Сводные обобщенные результаты проведенных автором интервью в рамках всех разделов SWOT-анализа по вопросам формирования человеческого капитала для послевоенного восстановления экономики и социальной сферы ДНР приведены в таблице 5.

Источник: составлено автором на основе данных проведенного интервью с должностными лицами органов власти ДНР и другими группами лиц.
Результаты, полученные автором, подтверждаются рядом официальных лиц. Как утверждает депутат Народного совета ДНР Владимир Бидёвка В. А.2, стабилизация обстановки в ДНР позволяет возвращаться беженцам. По его словам, возвращение жителей в ДНР определяется не только наличием жилья. В. А. Бидёвка утверждает: «Поэтому, безусловно, возвращение жителей в республику говорит о том, где людям лучше. В данном случае речь идет не только об уменьшении количества обстрелов, но и об эффективности работы власти, стабилизации экономической ситуации, о работе механизмов по социальной защите населения, о росте числа рабочих мест в республике, а значит, и о развитии промышленности Донбасса» [11]. Важным моментом в сохранении и развитии человеческого капитала Большого Донбасса является действующее еще с 2014 г. решение Правительства РФ о выделении специальных квот для приема выпускников школ ДНР и ЛНР в вузы России. Эти квоты (до 2022 г., как для иностранных граждан) являются источником и кадровым резервом ДНР и ЛНР [6].
В настоящее время возвращение жителей (или обратная миграция) определяется большим объемом строительных работ, проводимых по восстановлению социальной инфраструктуры. Минстрой России приступил к восстановлению более 6 тыс. объектов на вновь присоединенных и освобождаемых территориях [12]. К восстановлению социально-производственной инфраструктуры Большого Донбасса привлечено 55 регионов РФ и более 400 строительных компаний. Строители со всей России (обратная миграция) приезжают, и высока вероятность, что они могут выбрать ДНР в качестве своего дальнейшего постоянного места проживания (ПМЖ). Остаться жить (на ПМЖ) могут и военнослужащие, например, из числа добровольцев.
Таким образом, в ходе проведенного в рамках данной работы исследования с учетом использования SWOT-анализа были получены следующие результаты:
1. Обосновано, что проведение прогнозирования социально-демографической ситуации в краткосрочной послевоенной перспективе на территории Большого Донбасса с использованием известных математических методов невозможно из-за отсутствия единой сопоставимой и объективной информационной базы за исследуемый период (с 2014 по 2024 г.), однако применение автором универсального способа исследования (SWOT-анализа) оказалось приемлемым и результативным.
2. Выявлено, что на социально-демографическое состояние ДНР как последствие военных действий оказывают влияние иные причины и факторы, чем в Советском Союзе после ВОВ. Так, определяющими последствиями ВОВ являлось значительное число жертв среди военнослужащих и гражданского населения, что на многие десятилетия определило демографические циклы, в ДНР определяющей является миграция трудоспособного и обладающего необходимым набором профессиональных компетенций населения региона.
3. Автором установлено, что для улучшения социально-демографической ситуации на территории Большого Донбасса необходимо создать условия послевоенного возвращения трудовых мигрантов в ДНР, а также восстановления (профессиональная переподготовка) их профессиональных знаний и умений. При этом важнейшим условием послевоенного возвращения трудовых мигрантов является значительное улучшение качества жизни в республике.
4. Перспективы возвращения жителей Большого Донбасса во многом определяются успехами проведения СВО, что обусловлено в первую очередь ходом специальной военной операции: освобождение всех оккупированных территорий и прекращение военных действий — основа возвращения жителей Большого Донбасса.
5. В заключение отметим, что положительные тенденции показателя «демография» исследуемого региона могут быть получены спустя значительный промежуток времени. Снижение среднего возраста трудоспособного населения и уровня смертности, с одной стороны, и повышение рождаемости — с другой, позволят улучшить социально-демографические показатели ДНР и ЛНР только на основе использования различных федеральных программ и проектов, примером которых может служить освоение целины в Советском Союзе.
Конфликт интересов. Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.
Финансирование. Исследование выполнено на безвозмездной основе.
Conflict of interest. The author declare no conflict of interest.
Financing. The research was performed free of charge.