Мировой рынок услуг состоит из отдельных направлений: лицензий и ноу-хау, транспортных услуг, инженерно-консультационных, медицинских, информационных услуг и др.1
Среди предпосылок формирования мирового рынка медицинских услуг следует выделить активное развитие международного рынка услуг. Международная торговля услугами в наши дни составляет более 30% объема мировой торговли, причем эта доля постоянно возрастает2. В условиях конкурентного развития сфера торговли услугами снизилась меньше, чем торговля товарами. В период с 2005 по 2012 год среднегодовые темпы роста мирового внешнеторгового оборота услугами составили около 9,2%. (см. рис. 1).
Развитие мирового рынка медицинских услуг во многом складывается под воздействием глобальных технологических сдвигов. Технологические прорывы, особенно в таких сферах, как медицинские технологии, информационно-коммуникационные технологии и биотехнологии, значительно расширили возможности решения задач социально-экономического развития, повышения продолжительности и качества жизни населения многих стран. Глобализация открывает новые пути преодоления мирового технологического неравенства, все больше стран получают каналы доступа к новым медицинским технологиям и их применению. Активное внедрение новых медицинских технологий создает необходимые условия для дальнейшего углубления специализации рынков медицинских услуг и усиления тенденции к стандартизации процессов производства и потребления медицинских услуг.
Секторы услуг формируют костяк интегрированной и эффективной экономики на национальном, региональном и глобальном уровнях. Мировой рынок медицинских услуг является одним из самых динамично развивающихся, среднегодовые темпы роста с 2005 по 2011 год составили более 6% (рис. 2).
При этом важнейшей предпосылкой формирования мирового рынка медицинских услуг остается долговременный экономический подъем на рынках отдельных стран. Усиление национальной экономики приводит к росту доходов населения и не может не вызывать дополнительной потребности в медицинских услугах. Уровень участия национального рынка, как участника мирового рынка медицинских услуг, определяется уровнем развития экономики. При этом важнейшим показателем конкурентоспособности является инфраструктура рынка медицинских услуг, которая развивается параллельно с экономикой страны в целом.