Обеспечение безопасности дорожного движения в интенсивных и плотных транспортных потоках (ТП) на автомагистралях и улицах густонаселенных городских агломераций предполагает эксплуатацию оснащенных современными электронными системами разного уровня автоматизации колесных транспортных средств (КТС) на дорогах общего пользования с цифровым инфраструктурным обустройством. Это решение достигается реализацией комплекса взаимосвязанных исследовательских, проектных и эксплуатационных мероприятий, преследующих общую цель, и начинается с оценки спроса на пропускную способность дорог, определяющую интенсивность сообщения в ТП по одной или нескольким полосам, наиболее показательную на регулируемых перекрестках. И эффективно реализуется системой глобальной (рис. 1) и локальной цифровой визуализации.
Наряду с другими исследователями проблемы безопасности дорожного движения, к такому выводу пришли сотрудники Университета китайского Чжэцзяна и Северо-Китайского технологического университета, разработавшие [1] по результатам своих изысканий инновационный метод оценки трафика на основе отслеживания времени прохождения дистанций автомобильных дорог, отслеживаемых видеокамерами. Он позволяет преодолеть недостатки алгоритмов на основе петлевых детекторов, связанные с неопределенностью фактического спроса и трудностью вычисления взаимоотношений характеристик ТП на разных полосах. На основе анализа различных шаблонов продолжительности поездок определена концепция виртуального ездового цикла, которая удовлетворяет критериям, по которым все коммуницирующиеся КТС отслеживаются в одном виртуальном цикле. Результаты экспериментальной апробации показали, что максимальные, минимальные и средние отклонения в течение 12 циклов составляют соответственно 38,5; 0,02 и 16,19%. Результаты этого исследования имеют потенциальную применимость в системах управления движением, особенно в случаях перенасыщенного трафика.
Влияние ширины полосы и всей проезжей части улицы и автомагистрали на поведенческие адаптации водителей КТС в комплексном теоретическо-аналитическо-экспериментальном исследовании оценено в парижской Лаборатории дорожных операций, анализа когнитивности и моделирования поведения водителей КТС по оперативности их адаптации к динамическому изменению условий движения. Установлено [2], что уменьшение ширины полосы движения приводит к тому, что водители приближаются к середине проезжей части, в то время как наличие жестких разделительных барьеров и отбойных брусьев — к удалению от нее. Однако в зависимости от дорожно-транспортной ситуации выявлено разное влияние сужения полосы. В отсутствие встречного движения сужение полосы приводило к значительным сдвигам в удалении автомобиля от центра полосы до линии разметки, тогда как это расстояние оставалось одинаковым по ширине полосы в периоды штатного безопасного движения.