Финансовое обеспечение оказания социальных услуг в сфере медицины осуществляется не только по прямым государственным заданиям, но и по договорам с физическими и юридическими лицами — на платной основе за счет заказчика. Эти обстоятельства хозяйственной деятельности бюджетного медучреждения предъявляют новые требования к его финансовому обеспечению, что, в свою очередь, нуждается в разъяснении действующего законодательства и правоприменительной практики, включая изменения правового механизма регулирования деятельности медицинских учреждений, оказывающих соответствующие услуги.
В настоящее время внедрение цифровизации в хозяйственную жизнь — это не только расширенное применение электронных технологий, но и, как следствие, дальнейшее совершенствование действующего законодательства. Последние годы отмечены обновлением правовой среды. На новый уровень, на электронную основу переходят взаимоотношения государства с обществом, с конкретным человеком, на цифровые носители переносятся документооборот и коммуникации. Стремительно развивающаяся цифровизация в деятельности медицинских учреждений открывает новые возможности формирования правовой среды, включая договорные формы взаимоотношений медучреждения (исполнителя) с потребителем (заказчиком) по поводу платных медицинских услуг.
Безусловно, платные медуслуги — это существенное подспорье медицинскому учреждению; они позволяют повысить эффективность деятельности бюджетного учреждения. В связи с этим можно выделить различные факторы эффективности: как внешние, которые связаны с целевыми средствами, поступающими в сферу здравоохранения от государства, так и внутренние, связанные с повышением эффективности использования медучреждениями бюджетных средств, а также с возможностью в установленном порядке привлечения внебюджетных источников.
Бюджетные ресурсы ограниченны, поэтому при их распределении возникает потребность в оценке эффективности отдельных программ расходов этих ресурсов. Программы, приносящие больший ожидаемый эффект, должны получить и бóльшую финансовую поддержку, в то время как неэффективные расходы должны быть сокращены. Так, согласно принципу результативности и эффективности использования бюджетных средств1, на стадии составления или исполнения бюджета органы исполнительной власти, отвечающие за это, должны исходить из достижения одной из двух целей: первая цель — достижение запланированных результатов, то есть органы исполнительной власти должны стремиться к экономии бюджетных средств; вторая цель — достижение наилучшего результата, то есть при достижении лучшего результата по сравнению с запланированным органы исполнительной власти могут использовать полностью все средства, предусмотренные в бюджете для финансирования соответствующих мероприятий. При этом Бюджетный кодекс РФ не допускает использования запланированных средств с превышением установленных лимитов, даже если при этом будет достигнут максимальный результат2.