Согласно ч. 1 ст. 25 Земельного кодекса Российской Федерации (далее — РФ) [1] права на земельные участки (далее — ЗУ) возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации. Иными словами, в Земельном кодексе РФ (далее — ЗК РФ) не представлено исчерпывающего перечня оснований возникновения прав на землю, а есть лишь бланкетная норма. Обратившись к Гражданскому кодексу РФ (далее — ГК РФ) [2], обнаружим, что в соответствии со ст. 8 и гл. 17 одними из оснований приобретения прав на землю выступают предоставление и приобретение ЗУ.
Говоря об актуальности рассматриваемого вопроса, необходимо отметить, что:
- во‑первых, с установлением в России системы рыночных отношений ежегодно растет число частных собственников и владельцев ЗУ. Между тем, известны случаи завладения землей по незаконным основаниям либо неуполномоченными лицами. Поэтому уяснение информации об основаниях возникновения прав на землю важно для участников земельных отношений — позволит разобраться в легальности процедур предоставления и приобретения ЗУ, что впоследствии окажет санирующий эффект на рынок земли;
- во‑вторых, права на землю возникают в отношении индивидуально определенного ЗУ — объекта недвижимости (далее — ОН), подлежащего государственной регистрации. Следовательно, законное основание возникновения прав на землю — это залог крепкой системы государственного кадастрового учета (далее — Ги государственной регистрации прав (далее — ГРП);
- в‑третьих, каждый из нас, выступая в роли потенциального приобретателя, может столкнуться с вопросом: на каком основании, и в каком порядке можно получить право на землю?
Термин «предоставление» по своей сути предполагает наличие как минимум двух субъектов: того, который своим волевым решением передает что‑либо и того, который принимает что‑либо от предоставляющего лица.
Земельные отношения не являются исключением из этого правила. Предоставление земельных участков — это процесс, во время которого государственное или муниципальное имущество, представленное одним из ключевых ресурсов — землей, передается для достижения определенных целей и (или) во исполнение федеральных, региональных или муниципальных программ физическому или юридическому лицу в порядке и на основаниях, установленных действующим российским законодательством.