По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 882 DOI:10.33920/nik-02-2303-05

Предопределенность капитала и проекты спасения от российских «рокфеллеров»: «Вишневый сад» и МХТ

Макаревич Эдуард Федорович главный научный сотрудник Института фундаментальных и прикладных исследований Московского гуманитарного университета, д-р социол. наук, Российская Федерация, 111395, г. Москва, ул. Юности, д. 5, эл. адрес: edward.makarevich@mail.ru

В статье рассматривается ситуация, связанная с постановкой «Вишневого сада» Московским художественным театром на рубеже XIX–XX веков. И хотя «Вишневый сад» — это художественный вымысел А.П. Чехова, своего рода виртуальный случай, а Художественный театр — реальная история, тем не менее в статье рассматривается постановка спектакля как деловой проект, который требует экономического, а не только художественного решения. В статье сопоставляются образы Саввы Морозова — реального капиталиста и мецената — и Лопахина — героя пьесы «Вишневый сад». Статья будет интересна как дополнительный материал в рамках направлений связанных как с культурой и искусством, так и с экономикой.

Литература:

1. Бурышкин П.А. Москва купеческая: Воспоминания / Павел Бурышкин. — М.: Захаров, 2002. — 300 с.

2. Бурышкин П.А. Морозовы. 1000 лет русского предпринимательства: Из истории купеческих родов. — М.: Современник, 1995. — 478 с.

3. Горький М. Книга о русских людях: Мемуары / Максим Горький. — М.: Вагриус, 2000. — 572 с.

4. История социалистической экономики СССР: в 7 т. — Т. 1. Советская экономика в 1917–1920 гг. — М.: Наука, 1976.

5. Музей МХАТ. — Ф. 1. — Оп. 5. — Д. 27.

6. Немирович-Данченко В.И. Рождение театра: [воспоминания, статьи, заметки, письма] / Владимир Немирович-Данченко. — М.: АСТ; Владимир: Зебра Е; 2009. — 650 с.

7. Серебров А. Время и люди [Текст]: Воспоминания. 1898–1905 / Александр Серебров (А.Н. Тихонов). — М.: Сов. писатель, 1949. — 288 с.

8. Станиславский К.С. Моя жизнь в искусстве / Константин Станиславский. — М.: Вагриус, 2007. — 440 с.

9. Чехов А.П. Собрание сочинений: в 15 т. — Т. 11. Рассказы. 1898–1903. Статьи, рецензии, заметки. — М.: Книжный Клуб Книговек, 2010.

10. Чехов А.П. Собрание сочинений: в 15 т. — Т. 12. Пьесы. — М.: Книжный Клуб Книговек, 2010.

11. Чехов А.П. Собрание сочинений: в 15 т. — Т. 15. Пьесы. — М.: Книжный Клуб Книговек, 2010.

12. Шульгин В.В. Дни; 1920: [Записки] / В.В. Шульгин; [Вступ. ст. Д. Жукова, с. 3–72]. — М.: Современник, 1989. — 557 с.

13. Щепкина-Куперник Т.Л. Из воспоминаний [Текст] / [Коммент. А.М. Эскин]; [Вступ. статья И. Эвентова, с. 3–20]. — М.: Всерос. театр. о-во, 1959. — 463 с.

14. Яковлев Н.Н. 1 августа 1914 [Текст]. — М.: Мол. гвардия, 1974. — 239 с.

1. Buryshkin P.A. Moskva kupecheskaya: Vospominaniya / Pavel Buryshkin. — M.: Zakharov, 2002. — 300 s.

2. Buryshkin P.A. Morozovy. 1000 let russkogo predprinimatel'stva: Iz istorii kupecheskikh rodov. — M.: Sovremennik, 1995. — 478 s.

3. Gor'kiy M. Kniga o russkikh lyudyakh: Memuary / Maksim Gor'kiy. — M.: Vagrius, 2000. — 572 s.

4. Istoriya sotsialisticheskoy ekonomiki SSSR: v 7 t. — T. 1. Sovetskaya ekonomika v 1917–1920 gg. — M.: Nauka, 1976.

5. Muzey MKHAT. — F. 1. — Op. 5. — D. 27.

6. Nemirovich-Danchenko V.I. Rozhdeniye teatra: [vospominaniya, stat'i, zametki, pis'ma] / Vladimir Nemirovich-Danchenko. — M.: AST; Vladimir: Zebra Ye; 2009. — 650 s.

7. Serebrov A. Vremya i lyudi [Tekst]: Vospominaniya. 1898–1905 / Aleksandr Serebrov (A.N. Tikhonov). — M.: Sov. pisatel', 1949. — 288 s.

8. Stanislavskiy K.S. Moya zhizn' v iskusstve / Konstantin Stanislavskiy. — M.: Vagrius, 2007. — 440 s.

9. Chekhov A.P. Sobraniye sochineniy: v 15 t. — T. 11. Rasskazy. 1898–1903. Stat'i, retsenzii, zametki. — M.: Knizhnyy Klub Knigovek, 2010.

10. Chekhov A.P. Sobraniye sochineniy: v 15 t. — T. 12. P'yesy. — M.: Knizhnyy Klub Knigovek, 2010.

11. Chekhov A.P. Sobraniye sochineniy: v 15 t. — T. 15. P'yesy. — M.: Knizhnyy Klub Knigovek, 2010.

12. Shul'gin V.V. Dni; 1920: [Zapiski] / V.V. Shul'gin; [Vstup. st. D. Zhukova, s. 3–72]. — M.: Sovremennik, 1989. — 557 s.

13. Shchepkina-Kupernik T.L. Iz vospominaniy [Tekst] / [Komment. A.M. Eskin]; [Vstup. stat'ya I. Eventova, s. 3–20]. — M.: Vseros. teatr. o-vo, 1959. — 463 s.

14. Yakovlev N.N. 1 avgusta 1914 [Tekst]. — M.: Mol. gvardiya, 1974. — 239 s.

XIX век в России — время активного развития капитализма. Капиталисты были разными — с разными идеями, с разным масштабом капитала и личности. За проектом «вишневого сада» по воле Чехова стоял купец Лопахин, за проектом МХТ — один из самых организованных и эффективных пайщиков его — предприниматель Савва Морозов. И тот и другой — русские капиталисты. Правда, один, тот, что Лопахин, — это художественный образ, второй — это реальная фигура. Но именно в тени этой фигуры и разрастается образ Лопахина, человека, решающего проблему «вишневого сада». Он предлагает вишневый сад и землю вокруг него разбить на участки и отдать в аренду под дачи, тем более что рядом железная дорога и город, так что дачников будет достаточно. Никаких забот, и 25 тысяч рублей дохода в год! Конечно, небольшое вложение придется сделать — ну, взаймы года на два взять эдак 50 тысяч. А уже через два года, на третий и далее пойдут чистые доходы.

Но еще до того, как Лопахину пришлось заняться проблемой «вишневого сада» в описании Чехова, Савва Морозов в реальности решал проблему спасения предприятия, пусть и театрального.

План Морозова по спасению театра как предприятия по производству духовной продукции был такой.

В-первых, создать товарищество на паях Московского художественного театра. Товарищество — это не просто группа пайщиков, дающая благотворительные, спонсорские деньги нуждающемуся, а это уже коммерческое предприятие — акционерная компания, владеющая собственностью (помещением театра) и нацеленная на производство определенного продукта. В данном случае — духовного продукта.

Поэтому, во-вторых, зрителя нужно постоянно увлекать театром. А для этого необходимо постоянное обновление репертуара «не менее пяти новых пьес в сезон, если театр играет пост вне Москвы, и не менее шести новых пьес, если театр функционирует постом в Москве» [5, c. 1]. Но каких пьес, каким должен быть репертуар театра, чтобы зритель шел?

Поэтому, в-третьих, «репертуар театра должен придерживаться пьес, имеющих общественный интерес, и пьесы, не имеющие такового, хотя бы и могущие рассчитывать на материальный успех, не могут входить в состав репертуара театра» [5, c. 33]. Но зрителя нужно увлекать не только постоянно обновляемым, общественно значимым репертуаром, а яркостью, качеством представления.

Для Цитирования:
Макаревич Эдуард Федорович, Предопределенность капитала и проекты спасения от российских «рокфеллеров»: «Вишневый сад» и МХТ. Ученый совет. 2023;3.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: