По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Праздничная культура как способ социальной консолидации

Виктория Артюшкина Московский государственный институт культуры

В статье рассмотрены социально консолидирующие праздники современной России в контексте культурфилософского анализа. Доказано, что праздничная культура выступает мощным фактором идейной консолидации нации, обеспечивающим духовно-культурную идентификацию населения, социализацию подрастающего поколения, воспроизводство и передачу духовных и морально-нравственных ценностей.

Литература:

1. Бабинцев В.П., Ушамирская Г.Ф. Стратегия формирования солидарного общества в регионе // Дискуссия. — 2013. — № 5–6. — С. 120–127.

2. Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса. М.: Худож. лит., 1990.

3. Жигулъский К. Праздник и культура: праздники старые и новые. Размышления социолога. М.: Прогресс, 1985.

4. Ковригина Г.Д. Социокультурные ресурсы социальной консолидации российского общества: дис. ... канд. филос. наук. Иркутск, 2015.

5. Копцева Н.П. К вопросу о концептуальных основаниях строительства общенационального российского государства // Социодинамика. — 2014. — № 1. — С. 1–14.

6. Кошарная Г.Б. Институциональное и межличностное доверие в консолидации российского общества // Власть. — 2015. — № 9. — С. 125–129.

7. Лучанкин А.И., Сияцкий А.А. Социально-клубная работа с молодежью: проблемы и подходы. Екатеринбург, 1997.

8. Мартыненко Т.С. Советские праздники как способ конструирования новой социальной идентичности // Человек в мире культуры. Региональные культурологические исследования. — 2017. — № 2/3 (21). — C. 111–115.

9. Молодов О.Б. Социальная консолидация в условиях новой реальности: проблема общественной активности и идентичности населения региона // Проблемы развития территории. — 2016. — № 2 (82). — С. 82–97.

10. Полюшкевич О.А. Социокультурная солидарность в трансформирующемся обществе. Иркутск: Изд-во ИГУ, 2014.

11. Фромм Э. Искусство любить. Исследование природы любви. М.: Педагогика, 1990.

12. Хальцбаур У. Event-менеджмент. М.: ЭКСМО, 2007.

13. Холодковский К.Г. Социальные корни идейно-политической дифференциации российского общества [Электронный ресурс] // Гражданское общество в России: электронная библиотека. 2018. URL:http:// www.civisbook.ru/fi les/File/Kholod 1998 3.pdf_(дата обращения: 19.01.2018).

14. Шангина И.И. Русские праздники: от святок до святок. СПб.: Азбука-классика, 2004. КиберЛенинка: https://cyberleninka.ru/ article/n/prazdnichnaya-kultura-kaksposob-sotsialnoy-konsolidatsii

Социальная консолидация представляет собой традиционный предмет исследования социологической науки. К анализу сущности данного феномена обращались представители социологического знания на протяжении всего периода развития социологической науки.

В этом смысле, на наш взгляд, справедливо определение социальной консолидации, данное О. А. Полюшкевич, под которой исследователь понимает формирование единства целей, межпоколенческую преемственность и нормативно-ценностный консенсус, присутствующие в конкретном обществе.

По мнению исследователя, «любые процессы социальной солидарности общества строятся вокруг культурной модели, которая состоит из разнообразных ориентаций, поддерживаемых определенными социальными группами в виде постоянных практик. Практики создают соответствующие социокультурные модели — ценностные и нормативные образцы взаимодействия между людьми и институтами общества» [10, с. 88].

В контексте развития праздничной культуры под социальной консолидацией целесообразно понимать способность праздничного действа, снимая психологическое напряжение, устраняя факторы отчуждения и разрушая иерархии, создавать атмосферу единения людей, принадлежащих к разным социальным слоям, обладающих различным социальным опытом, но единой гражданской идентичностью.

Несмотря на то что отдельные элементы социальной консолидации при изучении праздничной культуры были рассмотрены такими учеными, как М. Бахтин [2, с. 19], К. Жигульский [3, с. 175], Э. Фромм [11, с. 17], целостное исследование социально консолидирующей функции праздничной культуры пока предпринято не было.

Учитывая современное состояние российского социума, согласимся с господствующим в отечественной социальной философии мнением о труднодостижимости российским социумом социальной консолидации. По нашему мнению, этому способствуют причины как объективного, так и субъективного свойства.

К первым из них следует относить многонациональный состав населения РФ. Данный фактор априори создает препятствия для формирования единого «социокультурного кода», являющегося ключевой предпосылкой социальной консолидации.

Для Цитирования:
Виктория Артюшкина, Праздничная культура как способ социальной консолидации. Дом культуры. 2019;4.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: