По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 332.3:502

Правовые вопросы природоохранного землепользования Узбекистана

М. М. Демидова канд. экон. наук, доцент кафедры землепользования и земельного кадастра Государственного университета по землеустройству (ГУЗ)
Ш. К. Нарбаев соискатель кафедры земельного кадастра Ташкентского института ирригации и мелиорации (ТИИМ)

В статье рассмотрены правовые вопросы природоохранного землепользования республики. Изучены виды прав ОПТ и ограничения на предоставляемые им земельные участки. Рекомендованы изменения и дополнения в некоторые статьи Закона «Об охраняемых природных территориях», определено содержание землеустроительных работ при организации ОПТ.

Литература:

1. Земельный кодекс Республики Узбекистан. Ташкент, 1998.

2. Закон Республики Узбекистан «Об охраняемых природных территориях». Ташкент, 2004.

3. Национальный доклад о состоянии окружающей среды и использовании природных ресурсов в Республике Узбекистан/под общей ред. Н. М. Умарова; Государственный комитет Республики Узбекистан по охране природы. — Ташкент: Chinor ENK, 2013. — 260 с.

4. Ожегов С. И. Словарь русского языка/под ред. докт. филол. наук, проф. Н. Ю. Шведовой. — М.: Рус. яз., 1984. — 816 с.

Охраняемые природные территории (ОПТ) представляют собой земельные участки (или акватории) и участки земли, имеющие приоритетное экологическое, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и санитарно-оздоровительное значение, полностью или частично, постоянно или временно изъятые из хозяйственной деятельности /2, ст. 4/. Согласно Закону Республики Узбекистан «Об охраняемых природных территориях» они подразделены на семь категорий /2, ст. 5/:

  • государственные заповедники;
  • комплексные (ландшафтнзаказники;
  • природные парки;
  • государственные памятники природы;
  • территории для сохранения, воспроизводства и восстановления отдельных природных объектов и комплексов (заказники, природные питомники, рыбохозяйственные зоны);
  • охраняемые ландшафты (курортные зоны, рекреационные зоны, водоохранные зоны, прибрежные полосы, зоны санитарной охраны водных объектов, зоны формирования поверхностных и подземных вод);
  • территории для управления использованием отдельных природных ресурсов (лесхозы, охотничьи хозяйства).

Кроме того, вне категорий выделены государственные биосферные резерваты.

В республике создано 1 государственный биорезерват, 7 государственных заповедников, 2 природных парка, 12 государственных, 8 водоохранных зон и прибрежных полос, 7 государственных памятников природы, 88 лесных территориальных подразделений, включая 5 охотничьих хозяйств, а также ряд других ОПТ (рыбоводческие зоны, курортных зоны и др.).

Земельные участки для образования ОПТ предоставляются в постоянное пользование с предварительным изъятием их у прежних субъектов земельных правоотношений или во временное пользование без изъятия. ОПТ, кроме предоставленного им земельного участка, могут дополнительно занимать часть земельного участка другого землепользователя.

ОПТ создаются по решению Кабинета Министров (КМ) Республики Узбекистан, а также местных органов государственной власти по представлению государственных органов по охране природы, с образованием юридического лица или без образования такового, имеют государственный или частный характер. ОПТ действуют на основании Положения о них, утверждаемых КМ Республики Узбекистан либо на основании Положения о них, утверждаемых государственными органами, юридическими и физическими лицами, в ведении которых находятся земельные участки.

Для Цитирования:
М. М. Демидова, Ш. К. Нарбаев, Правовые вопросы природоохранного землепользования Узбекистана. Землеустройство, кадастр и мониторинг земель. 2014;12.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: