По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 336.61:614.2

Правовые средства в механизме государственных закупок

В.А. Лебедев канд. экон. наук, заведующий Учебно-проектной лабораторией междисциплинарного развития ИТ-компетенций, ФГБОУ ВО «РЭУ им. Г.В. Плеханова», 117997, Россия, г. Москва, Стремянный пер., д. 36, e-mail: lebedev.var@rea.ru, ORCID: 0000-0003-2748-6234
Е.И. Лебедева канд. юрид. наук, доцент кафедры права, эксперт Некоммерческого партнерства «Институт профессиональных бухгалтеров и аудиторов России», 125009, Россия, г. Москва, ул. Тверская, д. 22б, стр. 3, e-mail: avpra@mail.ru, ORCID: 0000-0001-5197-1913

В мае 2023 года вступил в силу Федеральный закон от 28.04.2023 № 154-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд”», который упростил и ускорил процедуры закупки. Рассмотрены ключевые изменения в регламенте госзакупок, в том числе изменение подхода законодателя к определению начальной максимальной цены контракта (НМЦК). Проведен анализ механизмов типовых контрактов в строительной отрасли, договорно-правовых средств обеспечения их исполнения.

Литература:

1. Бахтаулов М.М. Коррупция в сфере государственных закупок, проблемы и пути решения / В сб.: Актуальные проблемы противодействия коррупции. Сборник материалов Всероссийской с международным участием научно-практической конференции. — 2022. — С. 84–88 [Электронный ресурс]. — URL: https://www.elibrary.ru/ item.asp?id=49616395.

2. Герасимов А.С., Проданова Н.А. Контроль в сфере государственных закупок: проблемы и пути решения // Бухучет в строительных организациях. — 2022. — № 5. — С. 22–31 [Электронный ресурс]. — URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=49593830.

3. Зацаринная Е.И. Анализ нарушений, допускаемых поставщиками при заключении и исполнении контракта // Международный научно-исследовательский журнал. — 2021. — № 9–2 (111). — С. 154–158 [Электронный ресурс]. — URL: https://elibrary.ru/ item.asp?id=46594163.

4. Лунева А.О., Максимова Ю.Ю. Развитие контрактной системы закупок и ее влияние на деятельность бюджетных учреждений / В сб.: Актуальные проблемы предпринимательства в торговле в условиях цифровой экономики. Материалы Международной научно-практической конференции в рамках Всемирной недели предпринимательства РЭУ им. Г.В. Плеханова. — М., 2023. — С. 39–49 [Электронный ресурс]. — URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=50454186.

5. Меджидова З.К., Османова М.М. Основные этапы и последние изменения в организации госзакупок по 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» // Экономика и предпринимательство. — 2023. — № 4 (153). — С. 1244–1247 [Электронный ресурс]. — URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=53989255.

6. Проданова Н.А., Чуприна О.И. Актуальные вопросы конкурентоспособности малого бизнеса в государственных и муниципальных закупках // Бухучет в строительных организациях. — 2022. — № 2. — С. 41–49 [Электронный ресурс]. — URL: https:// elibrary.ru/item.asp?id=48317214.

7. Проданова Н.А., Щепетов В.В. Риски заключения государственного контракта: актуальные вопросы // Бухучет в строительных организациях. — 2022. — № 1. — С. 57–71 [Электронный ресурс]. — URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=47929210.

8. Рубан К.В. Отдельные элементы противодействия коррупции в сфере государственных закупок / В сб.: Теория и практика гражданских правоотношений. — Красноярск, 2023. — С. 249–253 [Электронный ресурс]. — URL: https://www.elibrary.ru/ item.asp?id=53853152.

9. Руднев С.А., Родина Е.Е. Государственные закупки — форма антикоррупционной политики современной России / В сб.: Экономика: вчера, сегодня, завтра. — М., 2022. — С. 454–459 [Электронный ресурс]. — URL: https://www.elibrary.ru/item. asp?id=49476606.

10. Титова Е.И., Проданова Н.А. Особенности документального оформления и реализации конкурентных процедур в бюджетном учреждении // Бухгалтерский учет и налогообложение в бюджетных организациях. — 2022. — № 8. — С. 4–13 [Электронный ресурс]. — URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=49427511.

1. Bakhtaulov M.M. Corruption in the field of public procurement, problems and solutions / In the collection: Actual problems of combating corruption. collection of materials of the All-Russian scientific and practical conference with international participation. 2022. pp. 84–88. [Electronic resource] / Electron. dan. — Access mode: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=49616395.

2. Gerasimov A.S., Prodanova N.A. Control in the field of public procurement: problems and solutions // Accounting in construction organizations. 2022. No. 5. pp. 22–31. [Electronic resource] / Electron. dan. — Access mode: https://elibrary.ru/item.asp?id=49593830.

3. Zatsarinnaya E.I. Analysis of violations committed by suppliers at the conclusion and execution of the contract // International Research Journal. 2021. No. 9–2 (111). pp. 154–158. [Electronic resource] / Electron. dan. — Access mode: https://elibrary.ru/item. asp?id=46594163.

4. Luneva A.O., Maksimova Yu.Yu. Development of the contract procurement system and its impact on the activities of budgetary institutions / In the collection: Actual problems of entrepreneurship in trade in the digital economy. Materials of the International Scientific and Practical Conference within the framework of the World Entrepreneurship Week of Plekhanov Russian University of Economics. Moscow, 2023. pp. 39–49. [Electronic resource] / Electron. dan. — Access mode: https://elibrary.ru/item.asp?id=50454186.

5. Medzhidova Z.K., Osmanova M.M. The main stages and recent changes in the organization of public procurement under the 44-FZ “On the contract system in the procurement of goods, works, services for state and municipal needs” // Economics and entrepreneurship. 2023. No. 4 (153). pp. 1244–1247. [Electronic resource] / Electron. dan. — Access mode: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=53989255.

6. Prodanova N.A., Chuprina O.I. Topical issues of small business competitiveness in state and municipal procurement // Accounting in construction organizations. 2022. No. 2. pp. 41–49. [Electronic resource] / Electron. dan. — Access mode: https://elibrary.ru/item. asp?id=48317214.

7. Prodanova N.A., Shchepetov V.V. Risks of concluding a state contract: topical issues // Accounting in construction organizations. 2022. No. 1. pp. 57–71. [Electronic resource] / Electron. dan. — Access mode: https://elibrary.ru/item.asp?id=47929210.

8. Ruban K.V. Separate elements of combating corruption in the field of public procurement / In the collection: theory and practice of civil legal relations. Krasnoyarsk, 2023. pp. 249–253. [Electronic resource] / Electron. dan. — Access mode: https://www.elibrary.ru/ item.asp?id=53853152.

9. Rudnev S.A., Rodina E.E. Public procurement — a form of anti-corruption policy in modern Russia / In the collection: Economics: yesterday, today, tomorrow. Moscow, 2022. pp. 454–459. [Electronic resource] / Electron. dan. — Access mode: https://www.elibrary.ru/ item.asp?id=49476606.

10. Titova E.I., Prodanova N.A. Features of documentation and implementation of competitive procedures in a budget institution // Accounting and taxation in budgetary organizations. 2022. No. 8. pp. 4–13. [Electronic resource] / Electron. dan. — Access mode: https://elibrary.ru/item.asp?id=49427511.

Процесс оптимизации функционирования контрактной системы происходит постоянно. Очередным этапом явился Федеральный закон от 28.04.2023 № 154-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд”»1 (далее — Закон № 154-ФЗ), который вступил в силу 9 мая 2023 года.

Анализируя те изменения, которые внесены Законом № 154-ФЗ, следует отметить их направленность на упрощение и ускорение закупочных процедур. Например, вводится упрощенный порядок заключения контракта даже в случае невключения информации о поставщике (подрядчике) в реестр недобросовестных поставщиков, если установлено, что надлежащее исполнение этим исполнителем условий контракта оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы.

Отметим, что ранее закон устанавливал право заказчика заранее проверять добросовестность поставщика — в частности, заказчику было предоставлено право при закупке устанавливать специальное требование об отсутствии в реестре недобросовестных поставщиков сведений об участниках конкретной закупки. При этом очевидно, что установление такого требования к поставщику — право заказчика, не обязывающее его проверять добросовестность поставщика, если заранее такая проверка не установлена законодателем. В таблице рассмотрены наиболее значимые доуточнения контрактных процедур.

Что касается строительной отрасли, то при подготовке проекта контракта возникает настоятельная необходимость выравнивания баланса прав и обязанностей, устанавливаемых заказчиком; до недавнего времени неурегулированным оставался вопрос взаимодействия подрядчика с заказчиком. По мнению специалистов, отсутствовали четкие правила и сроки рассмотрения заказчиком обращений и уведомлений подрядчика, при этом каждый заказчик, действуя по своему усмотрению, концентрировался только на том, что обязан подрядчик, не отражал информацию о полноте необходимых документов, свидетельствующих о возможности начала строительства. Это приводило к отказам подрядчиков от участия в закупках, приостановке торгов, расторжению контрактов.

Для Цитирования:
В.А. Лебедев, Е.И. Лебедева, Правовые средства в механизме государственных закупок. Бухучет в строительных организациях. 2023;5.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: