В исследованиях вопросов развития качества образования все большее значение приобретают правовые аспекты применения терминов. Это связано, в том числе и с ростом количества руководящих документов в образовании, восприятие и понимание содержания которых требует анализа значений применяемых терминов, а также их интерпретацию [1, 2].
Так, в соответствии с пунктами 11-14 статьи 2 Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее — Закон) к «видам образования» относятся: общее образование; профессиональное образование; профессиональное обучение и дополнительное образование. При этом пункт 1 этой же статьи определяет само образование как «единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов» [3].
Поэтому следует отметить уникальность профессионального обучения, которое, несмотря на наименование, будучи видом образования, должно являться «единым целенаправленным процессом обучения и воспитания …», а не ограничиваться лишь обучением. При этом Законом даются раздельные определения как обучения, так и воспитания. Логика подсказывает, что данный казус предопределяет необходимость введения понятия «профессиональное воспитание» [3].
Наряду с этим высшее образование законодательно не определено как отдельный вид образования. Более того, хотя и в Законе высшему образованию уделен отдельный параграф, определение этого термина не приводится. Высшее образование упоминается в Законе лишь как три отдельных уровня (со 2 по 4) профессионального образования: «высшее образование — бакалавриат; высшее образование — специалитет, магистратура; высшее образование — подготовка кадров высшей квалификации». При этом неоднозначность восприятия и понимания может вносить и то, что такие виды образования как «общее образование» и «профессиональное образование» разделяются на уровни, а вид образования «дополнительное образование» делится на «подвиды» [3].