Дата поступления рукописи в редакцию: 15.11.2024
Дата принятия рукописи в печать: 18.12.2024
Современное развитие правового государства и гражданского общества предполагает эволюцию взаимодействия между государственными институтами и общественными формированиями. Традиционная модель контроля уступает место партнерской модели, в которой общественные организации выступают не только объектами регулирования, но и полноправными субъектами общественных отношений. Этот переход обусловлен необходимостью обеспечения эффективного функционирования демократических институтов, защиты прав человека и достижения общественного блага.
Общественные формирования, включающие в себя неправительственные организации, профессиональные ассоциации, религиозные объединения и иные структуры гражданского общества, являются важным элементом социокультурного пространства. Их деятельность регулируется национальным законодательством, которое устанавливает нормы регистрации, функционирования, финансовой отчетности и подотчетности.
Традиционный подход взаимодействия между государством и общественными формированиями базировался на жестком контроле. В отечественной правовой практике это проявлялось, например, в требовании обязательной государственной регистрации, ограничениях на финансирование из иностранных источников, а также в праве органов власти проводить проверки и приостанавливать деятельность объединений. Несмотря на то, что такой подход изначально направлен на обеспечение правопорядка, он зачастую ограничивал инициативу гражданского общества.
С начала XXI века наблюдается переход к партнерским формам взаимодействия, что обусловлено несколькими факторами. Во-первых, это изменение международных стандартов прав человека, провозглашающих право на свободу объединений и участие в управлении обществом. Во-вторых, усиливается роль гражданского общества в решении социально значимых задач, таких как борьба с бедностью, защита окружающей среды и обеспечение гендерного равенства.