Слово «терроризм» произошло от глагола «терроризировать», который означает угрожать, и от существительного «террор», которое имеет латинское происхождение (terror) и означает — страх, ужас.
Давайте разберемся, почему слово «терроризм» стали употреблять применительно к потребителям.
Для начала дадим определение «потребительскому терроризму» или как еще его называют «потребительскому экстремизму».
Термин «потребительский терроризм» — не правовое понятие.
В юридической и справочной литературе указанный термин отсутствует.
Под потребительским терроризмом / потребительским экстремизмом обычно понимается недобросовестное манипулирование нормами закона со стороны потребителя, основная цель которого — не защита своих прав, а получение материальной выгоды и дохода.
С законодательной точки зрения такие действия относятся к злоупотреблению правом.
Согласно абзацу 1 пункта 1 статьи 10 ГК РФ «не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом)».
Обратимся к истокам возникновения потребительского терроризма.
Возникновение потребительского терроризма в России связывают с принятием Закона от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее — «Закон № 2300-1»), в то время как в Европе и США этот термин известен уже несколько десятилетий.
На Западе данный термин известен уже несколько десятилетий.
Самой яркой иллюстрацией данного термина является так называемое «Дело о чашке кофе» — иск Стеллы Либек к McDonald’s о взыскании более $2 млн.
Суть дела сводилась к следующему: пожилая американка получила ожоги третьей степени в результате пролитого на себя чрезмерно нагретого кофе, проданного ей в одном из ресторанов McDonald’s.
Суд снизил размер исковых требований и взыскал в пользу Либек $ 640 тысяч.