По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Правовые основания потребительского терроризма в отношении застройщиков

Ю.А. Сорокина партнер Международной юридической группы KDS Legal, руководитель практики «Недвижимость и строительство»
Ключевые слова:

Слово «терроризм» произошло от глагола «терроризировать», который означает угрожать, и от существительного «террор», которое имеет латинское происхождение (terror) и означает — страх, ужас.

Давайте разберемся, почему слово «терроризм» стали употреблять применительно к потребителям.

Для начала дадим определение «потребительскому терроризму» или как еще его называют «потребительскому экстремизму».

Термин «потребительский терроризм»  — не правовое понятие.

В  юридической и справочной литературе указанный термин отсутствует.

Под потребительским терроризмом / потребительским экстремизмом обычно понимается недобросовестное манипулирование нормами закона со стороны потребителя, основная цель которого — не защита своих прав, а получение материальной выгоды и дохода.

С законодательной точки зрения такие действия относятся к злоупотреблению правом.

Согласно абзацу 1 пункта 1 статьи 10 ГК РФ «не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом)».

Обратимся к истокам возникновения потребительского терроризма.

Возникновение потребительского терроризма в России связывают с принятием Закона от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее  — «Закон №  2300-1»), в то время как в Европе и США этот термин известен уже несколько десятилетий.

На Западе данный термин известен уже несколько десятилетий.

Самой яркой иллюстрацией данного термина является так называемое «Дело о чашке кофе»  — иск Стеллы Либек к McDonald’s о взыскании более $2 млн.

Суть дела сводилась к следующему: пожилая американка получила ожоги третьей степени в результате пролитого на себя чрезмерно нагретого кофе, проданного ей в одном из ресторанов McDonald’s.

Суд снизил размер исковых требований и взыскал в пользу Либек $ 640 тысяч.

Для Цитирования:
Ю.А. Сорокина, Правовые основания потребительского терроризма в отношении застройщиков. Юрисконсульт в строительстве. 2018;3.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: